Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ся ничего другого, как только все больше в него погружаться и помещаться. Тонуть в нем. Предельное отождествление себя с конкретным чувством оказывается спасением временным, ибо чувства, как уже было сказано, имеют текучую природу и себе самим не равны. Они нуждаются в осмыслении, и наше намерение потонуть в них не помогает. Неосмысленная природа наших конкретных чувств в процессе придания им нового уровня своего развития путем повышения своей чувствительности грозит, с одной стороны, их аффектацией, ибо наша физическая природа не безгранич на и конечна, а с другой стороны, ведет к извращенному пони манию себя. Извращенному потому, что такое «понимание» ввиду тесной связи его с представлением оказывается псевдопо ниманием: человек не понимает, а именно «осознает» себя в ка ком-либо, всегда определенном, представлении. Добавим к ска занному, что, представляя что-либо, человек отдаляется от себя самого, ибо постоянно увеличивает содержательную сторону своей жизни, намеренно связывая себя с ней. Блуждая по разным содержаниям, он приучается не обращать внимания на единство жизненных содержаний, т. е. на порождающую их форму. В дан ном случае речь идет о том, что человек, будучи в плену у пред ставления, не обращает внимания на присущую себе от мира способность мышления и, связывая себя исключительно с суще ствованием, ориентируется на способность сознания. Традиционно философ «работает» С чувст- Мышление как работ а вами по следующему сценарию. Да, чувство с нашими чувствами значимо в том смысле, что человек всегда и во всем исходит из своего чувства, однако его надлежит преобразовать и отре- флектировать, ибо хотя бы в зачаточном и примитивном со стоянии чувствование присуще всему живому, а не только и столько человеку. Единственное, что отличает и выделяет че ловека, так это способность мышления, а потому чувство в оп ределенном смысле необходимо дискредитировать. Предпола гается, что только в дистанцировании от чувства мы, таким образом, можем найти себя. В результате сложилась такая практика, что настроение, пре дельно связываемое с чувством, им явно окрашенное и соот ветственно онтологически непродуманное, оказывалось за бор том философской проблематики. Несмотря на то, что темати- 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz