Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Посвящение в тайну времени связано с бережным внима нием к началу и концу времени, с приданием им статуса авто ритетности вплоть до их сакрализации. В ориентации на тра дицию повышенное значение придается началу времени, ко торому предполагается быть изъятым из самого времени: оно исключается из содержательной топологии времени, из того, что объемлет собой временной континуум. В прогрессистском ключе, если мы хотим иметь перспективу развития современ ности и видеть цель в ее развитии, нам неизбежно приходится акцентировать внимание на моменте конца времени (конца ис тории, культуры, религии, морали, науки и т. д.). Стоит в связи с этим задуматься о столь чрезмерной констатации современ ного положения дел в термине «постмодерн», несущем в себе смысл преодоления современности, который прочно вошел в словесный обиход повседневности. Такое «освобождение» от времени довольно показательно. «Начало» и «конец» В «работе» с началом и концом времени времени: событийное МОЖНО многому научиться, В частности, измерение нашей жизни н а у ЧИХЬСЯ попаданию в свое время. Обрете ние последнего совершается, исходя из допущения его феноме нального характера, когда мы научаемся и приучаемся (а это, конечно, есть научение!) смотреть на время не только категори ально. Свое время воспринимается человеком в качестве осо бой среды, с присущей ей особой структурой и вычленяемым специфическим «жизненным» содержанием. Только в его гра ницах способно определиться событийное измерение нашей жизни. Миг времени может пронзить нас только там и тогда, где мы уже пребываем в определенном временном континууме, смоделированном его утопичным началом или концом, в этот «континуум» невмещаемыми и по отношению к нему избыточ ными. Иначе стрелы времени летят мимо цели, не затрагивая существа человека, а недопущение феноменального характера времени, связанного с нашим приятием его молниеносности, оборачивается абсолютным господством представлений об эфе мерности времени и его сконструированное™. Именно распад представлений о континуальности времени становится осно вой формирования феномена современности. Причем таково положение дел не только сегодня, таким оно было, видимо, 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz