Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
времени и сталкиваемся с ограничением его утекания. Таким образом, мыслью мы реально противостоим законам природы, в каких бы сильных «генетических» и «исторических» утверж дениях она себя ни выражала. Общее и особенное Вместе с тем понятно, что распадение нашей жизни на множество случаев и ситуаций может поставить чело века в тупик именно тем, что такие данности противостоят друг другу, в результате чего наша жизнь предстает хаотичес ким нагромождением отдельного и разного. И если их нельзя приравнять, то человек вынуждается к отказу как от постиже ния каких-либо закономерностей в границах своей жизни, так и от восприятия ее в качестве чего-то стабильного и постоянно го. Тогда и призма Божественного, и антропологическая пер спектива могут выполнять роль методологического фактора стабилизации разного, а мы склонны наделять такое условие, в любой из этих или каких-нибудь еще форм, полномочиями подлинности, что неизбежно приводит в конце концов к их мифологизации. Такая интенция связана с тем, что за счет как антропологической, так и теологической презумпции реали зуется работа сознания: в обеих перспективах налицо как раз наша «сознательная» деятельность. Поэтому единственный шанс введения условия тождественности для разных «случа ев» и «ситуаций», по-видимому, связан с обращением к тому, что их объединяет вне нашего сознания. А объединяет и свя зывает их как раз то, что они (эти «случаи» и «ситуации») есть. И в погружении в это «есть» мысль теряет свойственную ей от сознания ориентацию: из «есть» можно только исходить, но не возможно его рассчитывать. Важно и то, что, начиная с «есть», человек исходит именно из своего места и своего времени, хотя придать им статус собственности не может. Таковым, вероятно, было внутреннее открытие Хайдеггера, с одной стороны, и эк зистенциалистов — с другой, связанное с новым видением ми ра посредством экзистенции. Экзистенция В понятии экзистенции удачно отражено обраще ние человека к себе, своему месту и времени, когда возможность осмысления человеком своей жизни напрямую соотносилась с его способностью связывать то, что с ним происходит, со сво им собственным присутствием или отсутствием. Насколько че- 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz