Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

реализуется посредством выделения в своей жизни отдельного и разного, так же как и отождествлением себя с ним. И потому без присутствия человека в себе для действия различения на­ ступают плохие времена: без онтологического препятствия (зазора, разрыва), которым только и способен стать человек, присутствуя в себе, все предстает одним и тем же, а «игра форм» наводит скуку. Обратим внимание на то, что мышление вы- Тождество и различие страивается по иным законам, нежели то, по поводу чего оно возникает. Происходящее в жизни, с которым мы сталкиваем­ ся посредством приданных нам «по природе» органов чувств и воспринимаемое в качестве опыта чувств, объясняется нами по принципу происхождения, т. е. генетически или генезисно. Напротив, событие мысли может пониматься сугубо онтоло­ гически. Мы можем понять мысль в ее существе только исходя из принципа, формы мысли, но никак не из ее содержания. Констатировать данное положение дел можно следующим образом: мысль есть... мысль. Здесь мы оказываемся в плену действия онтологических тождеств, значение которых состоит в том, что они служат принципами нашего рассмотрения жиз­ ни и соответственно возможности жизни вмещать в себя мысль, пронизываться ею. Такие онтологические эквиваленции нельзя получить ни аналитическим, чисто логическим способом, ни содержательным обобщением нашего жизненного опыта21. Без такого, сущностного, «уравнивания» внимание человека акцен­ тируется именно на разном и теряется его способность понима­ ния. Продолжая наше рассуждение, заострим внимание на том, что в мышлении мы сталкиваемся с иным принципом функци­ онирования времени по сравнению с хронологическим време­ нем. В жизни, но не в мышлении, мы склонны терять себя, ста­ новясь заложниками такого течения времени, которое от нас норовит ускользнуть. Вспомним о силе мифологического Хро- носа, способного пожирать своих детей. Наоборот, в мыш­ лении мы можем противостоять бесконечному ускользанию 21 См. об этом: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 32—33, 272—281, 322—323, 327; Он же. Стрела познания. С. 225, 266—267; Он же. Лекции о Прусте. С. 102—103, 398, 400— 403, 409—410, 412, 523. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz