Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
реализуется посредством выделения в своей жизни отдельного и разного, так же как и отождествлением себя с ним. И потому без присутствия человека в себе для действия различения на ступают плохие времена: без онтологического препятствия (зазора, разрыва), которым только и способен стать человек, присутствуя в себе, все предстает одним и тем же, а «игра форм» наводит скуку. Обратим внимание на то, что мышление вы- Тождество и различие страивается по иным законам, нежели то, по поводу чего оно возникает. Происходящее в жизни, с которым мы сталкиваем ся посредством приданных нам «по природе» органов чувств и воспринимаемое в качестве опыта чувств, объясняется нами по принципу происхождения, т. е. генетически или генезисно. Напротив, событие мысли может пониматься сугубо онтоло гически. Мы можем понять мысль в ее существе только исходя из принципа, формы мысли, но никак не из ее содержания. Констатировать данное положение дел можно следующим образом: мысль есть... мысль. Здесь мы оказываемся в плену действия онтологических тождеств, значение которых состоит в том, что они служат принципами нашего рассмотрения жиз ни и соответственно возможности жизни вмещать в себя мысль, пронизываться ею. Такие онтологические эквиваленции нельзя получить ни аналитическим, чисто логическим способом, ни содержательным обобщением нашего жизненного опыта21. Без такого, сущностного, «уравнивания» внимание человека акцен тируется именно на разном и теряется его способность понима ния. Продолжая наше рассуждение, заострим внимание на том, что в мышлении мы сталкиваемся с иным принципом функци онирования времени по сравнению с хронологическим време нем. В жизни, но не в мышлении, мы склонны терять себя, ста новясь заложниками такого течения времени, которое от нас норовит ускользнуть. Вспомним о силе мифологического Хро- носа, способного пожирать своих детей. Наоборот, в мыш лении мы можем противостоять бесконечному ускользанию 21 См. об этом: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 32—33, 272—281, 322—323, 327; Он же. Стрела познания. С. 225, 266—267; Он же. Лекции о Прусте. С. 102—103, 398, 400— 403, 409—410, 412, 523. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz