Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
дает возможность существовать в глубине существования»18. Мир, по его мнению, всегда открыт «нашим намерениям»19. То, чем живет человек и что он есть, в отличие от того, что он представляет в горизонте публичного восприятия и «на миру», т. е. все внутреннее измерение нашей жизни, всегда и везде аль тернативно миру. «Скандал скрывается в темноте, дома, у се бя — в своего рода экстерриториальности по отношению к ми ру», — пишет Левинас20. Гомогенность времени: Современность — удел существ, отказы- акцентирование вающихся от своего времени, жертвую- внимания на современном * щих им в угоду встраиванию в общее для всех время, которое именно потому, что оно не несет на себе черт отдельных людей, понимается пустой формой или катего рией, становящейся удобной средой для человеческой деятель ности ввиду какой угодно «заполняемости». Такая гомогенная структура времени сегодня достаточно показательна: человек справился с «тайной» времени тем, что отказался от его феноме нального характера. Отношение ко времени с позиций его са- мостояния, независимости или, по меньшей мере, автономнос ти в сравнении с человеком дискредитируется на каждом шагу неимоверным ростом способов «овладения» временем. Гомогенность Гомогенное время не нуждается ни в каком времени и мышление различении ввиду реализации самого намере ния «иметь» тождество сущего. Напротив, пробитие брешей в такой гомогенности времени связано с практикой различения сущего, что и осуществляется посредством мышления. Внесе нием мысли в существующее мы выделяем то, что «теперь» яв ляется сущим, в отличие от того, что было «ранее» или будет «после». Также мы вычленяем и то, что «теперь» сущим не яв ляется, опять же в сравнении с тем, что, возможно, «тогда» им было и будет «потом». Посредством мышления мы превосхо дим пределы существующего. Добавим и то, что само сущест вующее — принципиально недифференцируемо, ибо оно в р а з личении себя не нуждается. Акт различения существующего связан с присутствием человека: человеческое существование 18 Левинас Э. От существования к существующему. С. 26. 19Там же. С. 22. 20Там же. С. 23. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz