Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

дает возможность существовать в глубине существования»18. Мир, по его мнению, всегда открыт «нашим намерениям»19. То, чем живет человек и что он есть, в отличие от того, что он представляет в горизонте публичного восприятия и «на миру», т. е. все внутреннее измерение нашей жизни, всегда и везде аль­ тернативно миру. «Скандал скрывается в темноте, дома, у се­ бя — в своего рода экстерриториальности по отношению к ми­ ру», — пишет Левинас20. Гомогенность времени: Современность — удел существ, отказы- акцентирование вающихся от своего времени, жертвую- внимания на современном * щих им в угоду встраиванию в общее для всех время, которое именно потому, что оно не несет на себе черт отдельных людей, понимается пустой формой или катего­ рией, становящейся удобной средой для человеческой деятель­ ности ввиду какой угодно «заполняемости». Такая гомогенная структура времени сегодня достаточно показательна: человек справился с «тайной» времени тем, что отказался от его феноме­ нального характера. Отношение ко времени с позиций его са- мостояния, независимости или, по меньшей мере, автономнос­ ти в сравнении с человеком дискредитируется на каждом шагу неимоверным ростом способов «овладения» временем. Гомогенность Гомогенное время не нуждается ни в каком времени и мышление различении ввиду реализации самого намере­ ния «иметь» тождество сущего. Напротив, пробитие брешей в такой гомогенности времени связано с практикой различения сущего, что и осуществляется посредством мышления. Внесе­ нием мысли в существующее мы выделяем то, что «теперь» яв­ ляется сущим, в отличие от того, что было «ранее» или будет «после». Также мы вычленяем и то, что «теперь» сущим не яв­ ляется, опять же в сравнении с тем, что, возможно, «тогда» им было и будет «потом». Посредством мышления мы превосхо­ дим пределы существующего. Добавим и то, что само сущест­ вующее — принципиально недифференцируемо, ибо оно в р а з­ личении себя не нуждается. Акт различения существующего связан с присутствием человека: человеческое существование 18 Левинас Э. От существования к существующему. С. 26. 19Там же. С. 22. 20Там же. С. 23. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz