Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Позволить себе жить исключительно спонтанностью (в тер минологии Канта — чувственностью) могут, конечно, очень немногие люди, а тем более редкие народы. Представляется, что тип «русской» жизни и «русского» поведения связывается именно с таким восприятием жизни, когда содержание более значимо, чем форма. Напротив, достижения цивилизации свя заны с умением «держать» форму и не позволять спонтанности брать верх. Такое поведение (согласно Канту, поведение в соот ветствии с рассудком), разумеется, имеет свои ограничения: оно не так «интересно» и не столь «ярко». Кстати заметим, что возникновение такой формы, как повседневность, является сви детельством жизни в параметрах цивилизации и в ней с трудом находится место для чувственности. В ситуации смерти чувств в них теперь уже нужно «впадать»: либо внедряясь и интегри руясь в жизнь народов, в которых температура чувства еще не остыла хотя бы на какое-то время, либо создавая маргиналь ные измерения (а другими они быть не могут, ибо являются «брешью» в цивилизованной, общественной, структуре жизни народа), где человек время от времени мог бы пережить состо яние повышенной чувствительности. Приходится выбирать: либо остаться с внутренним ми- Мир и мы ром, выражающим себя в феноменах своего времени и места, и жить преимущественно спонтанностью, либо, отказавшись от своего места и своего времени, научиться жить в формализо ванном и ничъем мире, освоение которого ввиду этого возмож но посредством категорий пространства и времени. О связи того, что подразумевается под «миром», с «общей» и «ничьей» формой рассуждает Э. Левинас. Так, он указывает, что «то, что не подчиняется формам, отсекается от мира»16. В другом месте он обращает внимание на то, что «мир — это данность», и поясняет свою мысль: «облекая объект, форма представляет его нам»17. В контексте сказанного нельзя пройти мимо прямого указания Левинаса на связь всего того, что мы считаем миром и что он собой объемлет, с сознанием. Философ настаивает, что «жизнь в мире — это сознание, поскольку оно 16 Левинас Э. От существования к существующему // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб., 2000. С. 23. 17Там же. С. 27. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz