Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

мени содержания нашего сознания, а также условием их вос­ производства. Образ Я — особая условная конструкция, благо­ даря которой мы имеем возможность структурирования того, что по своей природе бесструктурное. Благодаря этому, мы приобретаем способность контроля, анализа и прогноза того, что возникает в действительности как принципиально спон­ танное явление, но теперь — в ходе рефлексии — получает со­ бытийное измерение. На уровне рефлексии осуществляются связь различных «мест» как именно моих мест и соотношение «фрагментов» хаотического содержания как интервалов имен­ но моего времени. Спонтанность Появление формы, со-относящей различные со- и формализация держания нашей сознательной жизни, позволя­ ет нам как-то отнестись к себе и иметь опыт восприятия самих себя. Форма дает нам возможность быть отнесенными к себе. Я и есть такой феномен сознания, появление которого стано­ вится для нас знаком «жизни» сознания на уровне его рефлек­ сии15. И если сами содержания — через повышение ранга со­ знательной жизни путем достижения уровня совершения ре­ флексивных процедур — познаваемы, то форма Я не такова: при познании этой формы мы сталкиваемся опять же с сово­ купностью отдельных содержаний. Таким образом, совершение человеком рефлексивных про­ цедур не менее значимо, чем спонтанная «жизнь» сознания. Именно этот уровень, собственно, и делает человека челове­ ком. Первичность появления, т. е. первичность генезиса, не сов­ падает с первичностью по существу, т. е. первичностью онто­ логии. Видимо, именно для закрепления «онтологического равенства» двух уровней сознания и фиксации их «бытийной эквивалентности» Декарт вынужден был пойти на дуализм res extensa и res cogitans и ввести понятие «врожденной идеи» в от­ личие от «приобретаемой идеи» и идеи, «образуемой самим ин­ теллектом». Это позволило ему освободиться от проблемы то­ го, что первично, а что вторично: содержание (спонтанность) или форма (рефлексия). 15См.: Сергеев А. М. «Жизнь» сознания и существование метафизиче­ ских текстов культуры (12 тезисов с введением) //Мысль: Филосо­ фия в преддверии XXI столетия: Сб. статей. СПб., 1997. С. 105— 114. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz