Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
самому намерению связывать операции самоидентификации человека с какими-либо инстанциями или субстанциями Я, якобы действительно существующими помимо сознания. В конце концов, проблема существования оказывается уже проблемой мыслительной реконструкции рефлексивных ак тов, благодаря которым образ Я выстраивается и поддер живается. Понятно, ЧТО на уровне рефлексии спон- Спонтанность сознания танность сознания не воспринимается как и наша нужда в форме нечто самодостаточное: акцент ставится не на непосредствен ном функционировании отдельных «сознательных» содержа ний14, а на уровне формы, посредством которой эти содер жания способны быть воспроизведены. В рефлексии отдельное и всегда случайное содержание сознания (по крайней мере, в буквальном смысле оно есть то, что случается) приобретает форму. Как раз потому, что это содержание лишается спонтан ности, оно способно быть объяснено и описано, например, при чинно-следственным образом. Разумеется, «избавляться» от спонтанности нам, если мы за хотим объяснить себя, а значит, будем стремиться проникнуть в принципы и законы появления на свет отдельных содержа ний нашей «сознательной жизни», все равно придется. Конеч но, человек не может выстраивать свою жизнедеятельность исключительно на уровне спонтанности. Однако такую идею, вероятно, надлежит расценивать не только как заблуждение. По крайней мере, и как плодотворное заблуждение, ведь акта ми спонтанирования мы только и можем пробить брешь в ци тадели своего рефлексивного поведения. Заметим, что все са мое серьезное с нами именно случается и, случаясь и задевая нас по существу, заставляет с собой считаться в отличие от рас считываемого в принципе, на которое мы со временем не обра щаем никакого внимания. Значит, в спонтанности сознания заявляет о себе нечто другое — то, что сознание всячески пыта ется скрыть и уничтожить: в спонтанности сознания заявляет о себе мышление. Стоит признать, что Я является одной из наиболее устойчи вых форм, способных «соотнести» различные по месту и вре- 14Там же. С. 153. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz