Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

самому намерению связывать операции самоидентификации человека с какими-либо инстанциями или субстанциями Я, якобы действительно существующими помимо сознания. В конце концов, проблема существования оказывается уже проблемой мыслительной реконструкции рефлексивных ак­ тов, благодаря которым образ Я выстраивается и поддер­ живается. Понятно, ЧТО на уровне рефлексии спон- Спонтанность сознания танность сознания не воспринимается как и наша нужда в форме нечто самодостаточное: акцент ставится не на непосредствен­ ном функционировании отдельных «сознательных» содержа­ ний14, а на уровне формы, посредством которой эти содер­ жания способны быть воспроизведены. В рефлексии отдельное и всегда случайное содержание сознания (по крайней мере, в буквальном смысле оно есть то, что случается) приобретает форму. Как раз потому, что это содержание лишается спонтан­ ности, оно способно быть объяснено и описано, например, при­ чинно-следственным образом. Разумеется, «избавляться» от спонтанности нам, если мы за­ хотим объяснить себя, а значит, будем стремиться проникнуть в принципы и законы появления на свет отдельных содержа­ ний нашей «сознательной жизни», все равно придется. Конеч­ но, человек не может выстраивать свою жизнедеятельность исключительно на уровне спонтанности. Однако такую идею, вероятно, надлежит расценивать не только как заблуждение. По крайней мере, и как плодотворное заблуждение, ведь акта­ ми спонтанирования мы только и можем пробить брешь в ци­ тадели своего рефлексивного поведения. Заметим, что все са­ мое серьезное с нами именно случается и, случаясь и задевая нас по существу, заставляет с собой считаться в отличие от рас­ считываемого в принципе, на которое мы со временем не обра­ щаем никакого внимания. Значит, в спонтанности сознания заявляет о себе нечто другое — то, что сознание всячески пыта­ ется скрыть и уничтожить: в спонтанности сознания заявляет о себе мышление. Стоит признать, что Я является одной из наиболее устойчи­ вых форм, способных «соотнести» различные по месту и вре- 14Там же. С. 153. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz