Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ния их как предметов, что позволяет познавать закономернос ти среды, внутри которой эти феномены и являются предмета ми, — среды, устанавливаемой субъектом для того, чтобы ничто не мешало ему быть субъектом! Другими словами, про странство и хронологическое время выступают в качестве свое образных рефлексивных средств, благодаря которым человеку удается упорядочить и структурировать то, что по природе сво его возникновения хаотично и бесструктурно. Таким образом, пространство и время оказываются формами сознания, благо даря которым мы переводим в сознание содержания нашей жизни, совмещая их с разумом, т. е. осознавая их. С этой точки зрения вещи существуют только вместе с измерениями, в ко торых они действуют. Вне таких «измерений» вещь не может пониматься в качестве вещи ввиду того, что у нее просто отсут ствует смысл своего существования. Можно выразиться и по- другому: в этом случае нет никакого смысла в таком «сущест вовании» вещи. Феноменология в лице Гуссерля понимает под таким «измерением» именно сознание, в котором вещь (фено мен) себя как-то может показать, выказать и высказать и где она в принципе обладает возможностью чем-либо и как-либо казаться. Однако в этом случае встает чрезвычайно острая проблема, которую можно сформулировать в качестве парадокса: мы жи вем своим внутренним местом и внутренним, т. е. кайроло гическим, временем, а значит — живем своим Я, а националь но-этническое своеобразие описываем феноменальным обра зом, например, посредством «русской души», либо осмыслива ем свое существование в категориях пространства и времени, но тогда не имеем своего Я и феноменов типа «русской души», так как для существования таких феноменов — при категори альном анализе — нет никаких условий. Стремясь расчистить дорогу процессу объек- Понятие субъекта тивного познания, классическая философия и феномен Я оставалась верна онтологическому определению Я, связанно му с понятием субъекта. Своеобразная «непознаваемость» Я являлась залогом познаваемости всего и вся, к чему субъект прикасался. Психология же пошла по пути принципиальной возможности собирания и конструирования Я, наработав к на- 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz