Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
«остановки», связанные с поломкой мотора, с его неэффектив ностью, но которые мыслятся принципиально преодолимыми. Место и пространство Собственное место, будь то место человека или нации, не совпадает с местами наибольшей эффективнос ти, ибо эффективны как раз перемещение и смена одних мест другими. Современность определяется в параметрах переве дения глубины себя в поверхность и поверхностную логику. Более того, в отличие от глубины, на которую воздействовать извне трудно, если вообще возможно, поверхность поддается воздействию: она — искривляема и спрямляема. В итоге суб станциальный подход к своему месту и времени сменяется функциональным подходом, когда собственное место и время воспринимаются с позиций того, могут они принести эффект, т. е. реализоваться вне себя, или нет. В этом смысле времени больше нет. А что есть? Эффект! Налицо — бегство от своего времени. Реальность как таковая, т. е. реальность времени и ме ста, сжимается и вытесняется реальностью объектов поверхно сти, которые легко адаптируются к ситуациям именно тем обстоятельством, что они целиком и полностью определяются субъектом и в зависимости от него перманентно изменяемы и перестраиваемы. Феноменальность Интересно особо отметить то, что внутреннее, и предметность т е свое место и время альтернативны кате- места и времени г г гориальному пониманию пространства и вре мени. Начиная с Канта, внимание акцентируется на том, что в отличие от места и кайрологического времени пространство и хронологическое время — это единицы не субстанциального или натурального описания мира, а категориального его по нимания. Но тогда можно рассуждать об их «пустоте» и «фор мальности»: мы всегда сталкиваемся с их собственным «содер жательным» наполнением, т. е. с явлениями пространства и вре мени, но не с ними самими. Собственно, нами в таком случае исследуется не феномен, в данном случае — феномены, места и времени, а закон, или механизм, существования этих феноме нов как предметов. Кант накладывает запрет на познание ве щей в себе именно потому, что вещи (феномены) сами по себе быть познаны не могут. За счет невозможности познания ве щей как таковых как раз и устанавливается возможность позна- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz