Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ром и давлением. Но теперь у нас есть шанс, за который мы, правда, платим довольно дорогую цену, ведь мы отказываемся от сложившегося в действительности положения дел и рвем с ним. У нас есть шанс вернуть к себе свое собственное, каза лось бы, навсегда утраченное существо, вернуть его действием спрямления и выпрямления себя. Хронологическое время в пара метрах совести, таким образом, не властно, как и не властна здесь наша зависимость от физического пространства, ибо в са мом требовании вести себя «по совести» нет никаких указаний на содержательную сторону нашего поведения, т. е. на то, как именно мы должны себя вести. За нас и вместо нас об этом не может знать никто. Значит, совесть отправляет нас к своему присутствию. Если нет совести, которая с точки зрения природной предстает ни чем иным, как нулевым уровнем, то проваливаются любые моральные регуляции поведения людей и их правовые «укруп нения», какими бы частотными они не были и какими бы финансовыми вливаниями не подкреплялись. Их крах — дело времени, ибо им не на что опереться: все, каким бы мощным и стратегически важным оно не представлялось, будучи помно женное на ноль дает в сумме только ноль. Совесть оказывает ся уникальным феноменом, на основе которого совершаются поступки, эти специфические действия, становящиеся неиз бежной составляющей ткани мира. Без таких — особенных — действий миру никак не обойтись. Заменить поступки невоз можно ничем, ибо если они никем не совершаются, то мир сводится только к физическому существованию, где все прин ципиально может быть рассчитано и проконтролировано неза висимо от нас. Но тогда, во-первых, в «физических» парамет рах любое наше действие несамоценно и незначимо, ведь оно легко заменяется и подменяется действием кого-либо или чего- либо, а во-вторых, можно поставить вопрос и о бессмысленно сти нашей природной жизни в целом. В онтологическом отношении поступок есть свидетельство внутреннего мира человека: он есть указание на то, что этот мир есть и дает о себе знать. К тому же, только поступая, пре одолевая свою онтологическую бездомность, мы выявляем основание своего бытия. Возможность человека поступать, т. е. совершать действия «вразрез» и «вопреки» своему существова ло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz