Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Пространство, таким образом, предстает в ка- Способы честве бегства человека в запредельное , в то, что ° пР 01 :тРанс,пвления г времени явно и значимо превышает человека, позволяя ему избавляться от забот относительно своего места и своего времени. Образ пространствопонимания, изымая нас из време ни (времени себя и времени мира), воспроизводит иллюзию вечности нашего существования, когда мы начинаем верить в то, что все и всегда можно исправить, а потому отвыкаем от вечать за свою жизнь. Кстати, обращение к образу пространст ва и повышение его значения во всевозможных рассуждениях может служить знаком нарастания такой безответственности, формой закрепления которой в определенном смысле служила «старая» метафизика, когда сущностные характеристики жизни связывались с субстанциональным, а не функциональным или субъектным основанием. Допуская пространственный образ времени (например, образ хронологии) и позволяя ему господ ствовать в своей жизни, человек отвлекается от себя самого. Современными средствами бегства от своего времени могут яв ляться, например, путешествия, командировки и даже эмигра ция, когда посредством них человек реализует намерение изба виться от своего настроения и времени, заменяя его даже не иными вариантами протекания и структурирования, а отдель ными местами пространства, считая, что втянутость в дело пе ремены мест будет выходом из положения. Тогда же присутст вие конкретного человека, а точнее — его неприсутствие, начи нает все увереннее характеризоваться временем других людей. Такая подмена одного времени другим ведет и к ряду других подмен. В частности, этика как нравственность, базирующаяся на отношении человека к своему этосу (r|dog), т. е. присущему каждому его нраву, о чем неустанно рассуждал Сократ, подме няется этикой другого или этикой других, т. е. господствующей в обществе моралью. И здесь мы встречаемся если и не с то тальным наступлением на голос совести, то, по крайней мере, с желанием его как-то откорректировать извне. Совесть не может себя проявить ИНЫМ образом, Феномен совести нежели направить нас к самим себе, когда мы выпрямляем те «кусочки» нас самих, которые под давлением обстоятельств оказались оторваны от нас самих и потому, вместившись в ка кие-то не наши места и времена, прогнулись под таким напо- 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz