Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
мир, переводя его вещность в классифицируемые — субъек том — объекты, либо познаем Я, но не имеем в этом случае основания (subject) для познания мира и воспринимаем его как хаотический клубок сил, которые действуют по своим, не понимаемым нами до конца правилам. Проблема Показательно, что еще античная философия стре- пространства милась отгородиться от субстанциального и нату- и нагие место ралистического представления образа Я уже самим невосприятием проблемы пространства. Так, выделяя семанти ческие классы предикатов, Аристотель ни словом не обмолвил ся о пространстве, хотя особо «заметил» место и время. Более того, при внимательном отношении к аристотелевским текс там становится понятно, что пространство понимается им как особого рода умопостигаемая среда, через которую пере мещаются тела, меняя свои места. Пространство оказывается в каком-то смысле «вторичным» образованием по сравнению с «местом», само существование которого, в отличие от «места» у Аристотеля, не проясняется. Не проясняется именно ввиду теоретической его несостоятельности. Подобная невосприимчивость древних греков к пространст ву показательна в сравнении с сознанием современного чело века: сегодня образ пространства распространен настолько, что трудно представить, как сознание могло бы без него обхо диться. Думается, потребность сознания современного чело века в образе пространства связана также с необходимостью его в самосознании, с возможностью его «иметь» оное. В результа те полагания и интегрирования образа пространства в жизнь феномен Я оказывался «прирученным», ибо границы его суще ствования всецело определяются и контролируются сознанием того, кто это «Я» имеет. На этом и основывается инстанция самосознания. Завороженный образом пространства, наш со временник склонен расценивать свою жизнь в образах погло щения пространства. Видимо, напрямую связано с данным об стоятельством и распространение представлений о все более возрастающих скоростях перемещения по пространству. Имен но утрата своего места, вероятно, заставляет нас столь целена правленно обращаться к пространству, которое в отличие от места изначально не способно стать моим, ибо оно — всегда чужое. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz