Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

говорит нам автор «Логико-философского трактата», он дол­ жен быть, ведь если мира нет, то нечему и распадаться. Итак, сначала «мир есть все, что выпало», «случилось», «произошло». Уже потом, исходя из этого, мы оперируем фактами и фактиче­ ским измерением мира8. Понятно, что измерять можно только то, что уже «выпало» и «случилось». Применительно ко време­ ни это осмысливается уже следующим образом: хронология возможна только по отношению к произошедшему времени, т. е. прошлому. Но когда мы это осуществляем, то исходим из того, что в хронологию еще не вошло, т. е. из настоящего. Это- то «настоящее», или кайрологическое, время в рамках разбора хронологического времени остается принципиально непроду­ манным. На наш взгляд, именно такой «непродуманностью» настоящего времени «питается» иллюзия, согласно которой человек или определенная нация стремятся стать хозяином, соб­ ственником и даже властелином времени. Ввиду непродуманно- сти настоящего в таком случае реализуется, как правило, интен­ ция пожить чужим временем, удержав его во что бы то ни стало. Значит, место и время моего Я — только мое место Инстанция я и мое время, и, как мы поняли, его за меня и вместо меня не зай­ мет никто. Именно они-то и формируют предметность моего Я, т. е. реальность моего собственного присутствия, которая все­ гда со мною и при мне независимо от того, знаю я об этом или нет. Видимо, эту мысль в том числе и стремился высказать Зенон Элейский в апории о том, что Ахилл никогда не дого­ нит черепаху9: «перегнать» он ее, может быть, и сможет, но «догнать» никогда, ибо место черепахи — всегда только ее мес­ то, которое олимпийскому чемпиону, как ни исхитряйся, не за­ нять никак. Мы сталкиваемся либо с непознаваемостью Я, но за счет это­ го имеем понятие субъекта , посредством которого познаем 8 Витгенштейн JI. Философские работы. С. 5. См. также: Бибихин В. В. «Логико-философский трактат» Витгенштейна // Философия на троих. Рига, 2000. С. 159— 171; Витгенштейн Л. «Логико-философ- ский трактат» с параллельным философско-семиотическим коммен­ тарием //Логос. 1999. №11. С. 103— 106. 4 Зенон //Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпичес­ ких теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 309. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz