Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ления в повседневности. Платой за наше пребывание в хроно­ логическом времени являются современные конфликты: про­ гресс борется с традицией. Одновременно быть и тому и дру­ гому трудно. Тотальность хронологии задает безрадостную перспективу: в ситуации современного роста коммуникаций и синхронизации основных процессов жизнедеятельности зем­ ное существование может развиваться преимущественно в од­ ном направлении. И когда оно определяется сторонниками прогресса, традиционалисты оставляют за собой никем не за­ нятые Небеса, стремясь любой ценой «исправить» положение дел на Земле. Обратим внимание, что сегодня Небо «остается» за проигравшими, тогда как до новоевропейского мировоз­ зренческого переворота оно являлось уделом выигравших. Трудность На первый взгляд, кажется, что одно дело, когда соприкосновения течение времени связывается с прошлым, и тог- с настоящим да настоящее воспринимается в призме связи с этим «началом» времени. И совсем другое, когда вектор вре­ мени определяется в ориентации на будущее, в результате чего значимым моментом настоящего оказывается только то, что сопряжено с грядущим, т. е. с тем, к чему время стремится как к всегда недостижимой цели, а осуществляясь и овеществляясь, понимается только как преходящее и не имеющее самостоя­ тельного значения. Однако, несмотря на кажущуюся альтерна­ тивность подходов ко времени, исходящих из сопряжения настоящего с прошлым и будущим, они уравнены в отношении к настоящему. Уравнены самим невосприятием настоящего: экран прошлого, как и будущего, мешает осмыслить настоя­ щее, которое всегда с нами и единственно наше. Вот это-то «наше» остается изначально непонятым. И говорящая за нас, русских, связанность с прошлым, проявляющая себя сегодня в знании, когда ушел предыдущий (последний) поезд метро, равно как и незнание того, когда придет следующий, по сути своей вытекает из той же непродуманности настоящего и неже­ лания связывать с ним себя, что и европейская обеспеченность своего будущего, выражающаяся в том числе и в строгом зна­ нии любого пассажира того, когда придет следующий поезд. Отказ от своего времени В связи с рассуждением о времени обра- и проблематичность тим внимание на мысль Л. Витгенштейна. встречи с миром , r г Прежде чем «мир распадется на факты», 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz