Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ления в повседневности. Платой за наше пребывание в хроно логическом времени являются современные конфликты: про гресс борется с традицией. Одновременно быть и тому и дру гому трудно. Тотальность хронологии задает безрадостную перспективу: в ситуации современного роста коммуникаций и синхронизации основных процессов жизнедеятельности зем ное существование может развиваться преимущественно в од ном направлении. И когда оно определяется сторонниками прогресса, традиционалисты оставляют за собой никем не за нятые Небеса, стремясь любой ценой «исправить» положение дел на Земле. Обратим внимание, что сегодня Небо «остается» за проигравшими, тогда как до новоевропейского мировоз зренческого переворота оно являлось уделом выигравших. Трудность На первый взгляд, кажется, что одно дело, когда соприкосновения течение времени связывается с прошлым, и тог- с настоящим да настоящее воспринимается в призме связи с этим «началом» времени. И совсем другое, когда вектор вре мени определяется в ориентации на будущее, в результате чего значимым моментом настоящего оказывается только то, что сопряжено с грядущим, т. е. с тем, к чему время стремится как к всегда недостижимой цели, а осуществляясь и овеществляясь, понимается только как преходящее и не имеющее самостоя тельного значения. Однако, несмотря на кажущуюся альтерна тивность подходов ко времени, исходящих из сопряжения настоящего с прошлым и будущим, они уравнены в отношении к настоящему. Уравнены самим невосприятием настоящего: экран прошлого, как и будущего, мешает осмыслить настоя щее, которое всегда с нами и единственно наше. Вот это-то «наше» остается изначально непонятым. И говорящая за нас, русских, связанность с прошлым, проявляющая себя сегодня в знании, когда ушел предыдущий (последний) поезд метро, равно как и незнание того, когда придет следующий, по сути своей вытекает из той же непродуманности настоящего и неже лания связывать с ним себя, что и европейская обеспеченность своего будущего, выражающаяся в том числе и в строгом зна нии любого пассажира того, когда придет следующий поезд. Отказ от своего времени В связи с рассуждением о времени обра- и проблематичность тим внимание на мысль Л. Витгенштейна. встречи с миром , r г Прежде чем «мир распадется на факты», 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz