Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
(от греческого х«фо?;) есть время настоящее6. Альтернатив ность двух подходов внутри хронологического времени, свя занная с идеей прогресса и идеей традиции, по сути дела, опре деляет одну парадигму восприятия времени, которое в обоих случаях не наше собственное. Еще до христиан о специфичес ком времени в отличие от хронологического времени говорил Аристотель. Он подчеркивал, что «во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”», и, уточняя свою мысль, добавлял, что «одно и то же “теперь” существует в обоих вре менах, которые оно разделяет», а потому оно как граница обо их времен «одновременно покоится и движется»7. И, выделяя кайрологическое время, христиане акцентировали внимание на том времени, которое, возникая (именно «возникая», но не «возникнув»), не заканчивается, а длится. Значим сам смысл длящегося и выполняющегося на всем протяжении существо вания меня, как живого существа, как события моего Я. ДОВОЛЬНО распространенным способом кайроло- Феномен памяти гического восприятия времени является пример существова ния таких людей, для которых хронологическая упорядочен ность времени не играет важной роли, ибо для них некоторые события прошлого обладают намного большей значимостью, нежели настоящее. Впрочем, это в какой-то мере характерно для каждого, если мы обратим внимание на удержание нашей памятью отдельных событий прошлого и сопротивление ее не только времени, но и, что вполне возможно, нашим намерени ям: хотелось бы забыть, но помним. И наоборот: хотелось бы помнить, но забываем. Речь идет о том, что человек может вы делять в качестве особого времени отдельные события, может даже влюбляться в них и жить ими, срастаясь с ними воедино. Сегодня МЫ живем В ситуации господства хро- Прогресс и традиция нологического времени. Доказательством нашего пребывания в «хронологической ловушке» и, следовательно, определенной неразумности служит распространенность наших экивоков на хронологические параллели в истории и на возрастные сопостав- 6См.: Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М., 1999. С. 182— 184. 7Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 185—186. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz