Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

(от греческого х«фо?;) есть время настоящее6. Альтернатив­ ность двух подходов внутри хронологического времени, свя­ занная с идеей прогресса и идеей традиции, по сути дела, опре­ деляет одну парадигму восприятия времени, которое в обоих случаях не наше собственное. Еще до христиан о специфичес­ ком времени в отличие от хронологического времени говорил Аристотель. Он подчеркивал, что «во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”», и, уточняя свою мысль, добавлял, что «одно и то же “теперь” существует в обоих вре­ менах, которые оно разделяет», а потому оно как граница обо­ их времен «одновременно покоится и движется»7. И, выделяя кайрологическое время, христиане акцентировали внимание на том времени, которое, возникая (именно «возникая», но не «возникнув»), не заканчивается, а длится. Значим сам смысл длящегося и выполняющегося на всем протяжении существо­ вания меня, как живого существа, как события моего Я. ДОВОЛЬНО распространенным способом кайроло- Феномен памяти гического восприятия времени является пример существова­ ния таких людей, для которых хронологическая упорядочен­ ность времени не играет важной роли, ибо для них некоторые события прошлого обладают намного большей значимостью, нежели настоящее. Впрочем, это в какой-то мере характерно для каждого, если мы обратим внимание на удержание нашей памятью отдельных событий прошлого и сопротивление ее не только времени, но и, что вполне возможно, нашим намерени­ ям: хотелось бы забыть, но помним. И наоборот: хотелось бы помнить, но забываем. Речь идет о том, что человек может вы­ делять в качестве особого времени отдельные события, может даже влюбляться в них и жить ими, срастаясь с ними воедино. Сегодня МЫ живем В ситуации господства хро- Прогресс и традиция нологического времени. Доказательством нашего пребывания в «хронологической ловушке» и, следовательно, определенной неразумности служит распространенность наших экивоков на хронологические параллели в истории и на возрастные сопостав- 6См.: Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М., 1999. С. 182— 184. 7Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 185—186. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz