Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

быть сделан на феноменальном характере времени и вычленя­ емой таким образом внутренней событийности. Свое время: Привлечение внимания к проблеме своего време- время индивида ни — хороший трамплин для осознания темы ин- и время нации дивидуального, которая все громче и отчетливее заявляет о себе. С распадом континуума непрерывности, позво­ лявшего свести нечто к принципиально более значимым гори­ зонтам, воспринимаемым в качестве «прародины» и «прароди­ тельницы» этого «нечто», оформилась онтологическая пози­ ция, согласно которой индивидуальное понимается как нечто самодостаточное. И фактор времени в таких индивидуальных онтологиях становится ключевым. Важно понять, в каких имен­ но феноменах выявляет себя мое собственное время? Вместе с тем данная логика вполне применима и к индиви­ дуальностям этносов и наций. У каждого этноса, как и каждой нации, свое время. И важно понять, замечается оно ими или нет. Показателен опыт Чаадаева, изначально не прочитывае­ мый в призме дилеммы «западники и славянофилы». Фиксация исторического запаздывания развития России поддерживает иллюзию, что можно (и даже нужно!) догонять и перегонять Запад, но не жить своим, сугубо российским, временем. Отстаи­ вая свой традиционный путь развития, как он сложился сам по себе вне нашего к нему осознания и без определенной мысли­ тельной работы, мы рискуем опять же не попасть в свое собст­ венное время. Чаадаев принуждает нас понять, что за нас (в данном случае — за российский народ и Россию) прожить не сможет никто5. И его никто ни при каких обстоятельствах пройти не сможет, ибо вступаем на этот путь или утрачиваем его мы как россияне. хронологическое Заметим, что наряду с хронологическим време- и каирологическое нем (от греческого %povog), развертывающим­ ся в различных направлениях: либо от прошло­ го — через настоящее — к будущему, либо, напротив, от насто­ ящего — к прошлому, реализацией чего и подразумевается будущее, но которое всегда есть именно перебор и связь раз­ личных интервалов («кусков») событийности, христианами выделялся и другой тип времени. Это кайрологическое время 5См.: Сергеев А. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz