Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
раз лишившись своего нутра, оно способно становиться собст венностью человека. За незнание себя и своего времени прихо дится расплачиваться узурпацией хронологического, т. е. чужо го по отношению к себе, времени и находить смысл своей жиз ни только в его параметрах. Трудность разговора О времени связа- Феномен времени в горизонте на С ОТХОДОМ ОТ собственнического от- философского размышления ношения ко времени, и любое такое размышление о времени связано с нарастанием препятствий на пути сознательного его рассмотрения. В этом-то контексте вздымание глыб словес ной ткани в ряде текстов, нарастающее по мере размышления о присущих времени феноменальных характеристиках, в срав нении с «обычным» и «гладким» рассуждением о времени как о хронологии, строящимся исходя из презумпции сознания, приводит к трудности их чтения и понимания. Таковы, в част ности, размышления о времени Канта или Бергсона. Трудность их, так же как в XX столетии сложность восприятия «Бытия и времени» Хайдеггера и «Стрелы познания» Мамардашвили4, вероятно, связана с тем, что за счет выступов, глыб и провалов в тексте создаются препятствия, мешающие скольжению глаза и следующего за ним сознания по поверхности текста, в резуль тате чего сознательная установка мышления разлетается, разо дранная такими препятствиями в клочья, а мышление оказыва ется предоставленным самому себе. Именно рискуя своим со знанием и ставя его под удар времени, раздумывающий над такими текстами человек способен испытать «озарение» или «молниеносную пронизанность» своим временем, когда мы ока зываемся перед его насыщенной концентрацией и кристаллиза цией, хотя обычно оно пребывает в рассеянном состоянии. Попытки жить настоящим временем и в понимании этого своего времени исходить из своей конечности были связаны с отказом от опыта прошлого: от содержательной интерпрета ции человеком своего настоящего в качестве знаков прошлого. Только так можно было отойти от всевозможных приемов комбинаторики разных содержаний в одну традицию. Упор мог 4 См.: Хайдеггер М. Бытие и время; Мамардашвили М. К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). М., 1997. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz