Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

достигается связанностью его с Богом, мыслимым источни­ ком порождения времени в акте (актах) «творения». Именно такой «тварный» и «сотворенный» характер времени оказывает воздействие на восприятие настоящего: оно понимается мо­ ментом цикла, указанием на который в повседневной жизни средневекового человека служил календарь. Понятно, что век­ торное время — из-за онтологической его неукорененности — и у Августина, и в средневековье в целом если и допускается, то только в строго регламентированной и дозированной форме. Даже ренессансное сознание в лице Шекспира и его Гамлета оценивает переориентацию в восприятии времени при пере­ ходе от циклического характера к векторному пониманию его течения негативно и трагедийно3. Особо выделим и то, что Августином не замечалось именно время другого. Теперь, когда встает вопрос о недостатке време­ ни, речь идет именно о своем и только своем времени. О нашей, выявившейся к сегодняшнему дню, проблематичности попада­ ния в индивидуальное время. Как раз другого времени в нас, как правило, хоть отбавляй. Способы избавления Отказываясь доверять своему времени, сего- от своего времени дня мы даже склонны быть киллерами своего времени, ведь довольно часто на вопрос о том, чем занят чело­ век, мы получаем ответ: он «убивает» время. И ответ этот свя­ зан с отсутствием мышления, ведь человек отвечает, именно не задумываясь, не мысля. Приходится констатировать, что к се­ годняшнему дню таких способов избавления от своего времени человеком найдено предостаточно. Одним из наиболее распро­ страненных средств служит помещение своего времени в раз­ ряд момента какой-либо хронологической цепочки, когда фено­ менальность времени устраняется и гасится сознательным вве­ дением его в параметры «отрезка», «фазы» или «интервала» между одним и другим. И попасть в свое время без противодей­ ствия тенденции обезличивания времени, напрямую связанной с хронологическим его восприятием, никак не получится, ведь здесь время потому и замечается, что течет и утекает, и, как 3Об этом метко говорит П. А. Флоренский. См.: Флоренский П. А. Гамлет //Флоренский П. А., священник. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 262—276. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz