Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ВРЕМЯ И МЕСТО Обратим внимание на феномен нехватки Феномен нехватки времени и пространства, сегодня все на- времени и пространства стойчивее о себе заявляющий. Сегодня нам часто не хватает времени, и именно нашего времени. Однако при внимательном рассмотрении понятно, что наше время потому и наше, что оно — больше ничье. И за меня, как и вместо меня, его не про­ живет никто. Как отмечает Л. Витгенштейн, «место, куда мне действительно следует стремиться, должно быть тем местом, которое я уже занимаю»1. Значит, понимаем мы это или нет, но начинаем мы с себя: и когда мыслим, и когда совершаем акт во­ ли, и когда что-то чувствуем. Весь культурный опыт, предо­ ставленный нам и раскрываемый в процессе жизнедеятельнос­ ти, окажется состоятельным только тогда, когда он совмещен с моим местом и современен моему времени. Но в чем в таком случае ощущается нехватка? Да как раз в чужом времени, т. е. в том времени внутри нас, которое мы в себя вносим, тесня собственное (сугубо наше), индивидуаль­ ное время. Налицо — недостаток времени, проистекающего из наших коммуникаций с миром. Интересно, что ранее, В частности у Ав- Отношение к настоящему: густина, проблема решается иным обра- циклическое и векторное зом: время воспринимается либо как су- понимание времени ществующее, либо как отсутствующее, т. е. либо как то, что еще есть, либо как то, чего уже нет2. Настоящее не замеча­ ется, воспринимаясь только в соотнесенности со случившимся и произошедшим. Онтологическая состоятельность времени 1 Витгенштейн Л. Философские работы. С. 419. 2 Августин А. Исповедь. М., 1991. С. 292—294. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz