Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

щества позволяет тому, кто это понимает, быть погруженным именно в среду и спектр возможностей жизни, а не иссушаю­ щей душу активности, развертывающейся в поверхности су­ ществующего. Это, возможно, и позволяет выпадать из чужого (не своего) времени во время своего присутствия. В себя. Нетрудно заметить, что положение дел в России Закономерности таково, что опоздание может даже характеризо- отечественной ваться как закон отечественной истории. С этим истории сталкиваешься постоянно и повсеместно. Бытовая ориентация каждого на «хорошо там, где нас нет», казалось бы, заставляет отнестись к такой, действующей в российских условиях, зако­ номерности крайне негативно. Но не стоит спешить с оценка­ ми. Возможно, стоит отнестись к опозданию как к позитивному явлению. В частности, исхождение из возможностей действи­ тельности позволяет сосредоточиться на том, чего существо действительности, полностью ею ангажированное, понять не может. Не может потому, что считает это невозможным: ведь возможностей выхода из действительности у него нет и в выде­ лении компрометирующих факторов действительности оно не заинтересовано. Да, за историческое опоздание и вытекающую из него прак­ тику неучастия в делах и судьбах действительности прихо­ дится постоянно, а не разово платить довольно суровую цену, связанную с принципиальной невозможностью синхронизи­ ровать любые жизненные процессы, закономерности которых определяются измерением действительности. В этом кроется источник принципиального исторического отставания. Но ко­ рень его — в онтологическом различии отношения к жизни. Существо опоздания демонстрирует, что жизнь не только и не столько определяется экспликациями из сферы действительно­ го, всегда напоминая как-то, даже своей немотой, о том, что есть еще и другое. Демонстрируется это уже наличием опоздав­ шего, который проникновением в смысл своего опоздания, если он не стремится во что бы то ни было и любой ценой догнать убежавших, чем может быть достигнуто только од­ но — излом себя и ничтожение своего места и времени, то со­ средоточивается не на отсутствии тех, кто находится в действи­ тельности, а на реальности своего присутствия в себе. И в этом 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz