Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

посредством этого уравнивается с существованием, проигры­ вается в юмористическом ключе. Однако все может быть зна­ чительно более серьезным. Пожив, мы все прекрасно понима­ ем, что наше в себе присутствие обычно раздражает людей и, пребывая среди них, мы обычно его всячески маскируем. Повседневная ориентация Возвращаясь к теме рассеянности, заме­ не возраст и хронологию т и м и ТО; чт0 одним из законов физичес­ кого существования является закон энтропии. И если мы ока­ зываемся всецело и «с головой» вовлечены в существование, то наша сущность, выражающая себя в душевных порывах, энер­ гии воли, в натиске чувств и силе интеллекта, не говоря уже о единстве нашего тела, рассыпается и теряется во времени. Вот почему человек, чтобы быть, вынужден идти на совершение безумных с точки зрения физики действий и на противодейст­ вие ей, если он намеревается не терять, а собирать свою сущ­ ность. Феномен события, собственно, и становится такой кон­ центрацией: событийное измерение нашей жизни — это пре­ пятствие на пути энтропии. Экивоком в сторону энтропии тогда следует признать любую апелляцию к хронологическому протеканию времени, будь то ссылка на возраст человека или на историю с позиций времени, которое никто и ничто, т. е. ни одно событие в принципе, остановить не может, почему оно и утекает от нас безвозвратно. Там, где мы считаем все подвер­ женным ускользанию, в том числе ускользанию от нас самих смысла нашей жизни, мы уже пребываем во власти энтропии. И нам здесь не в состоянии помочь никакие мифологии. Там, где мы оказываемся в состоянии действовать вопреки своему возрасту и хронологии, т. е. вопреки обстоятельствам своего существования, мы попадаем в свое время. Нам, таким обра­ зом, присуща странная и очень значимая для нашего бытия особенность: способность разворачивать и изменять время. Продолжая размышлять об опоздании, заметим: понять и принять его в качестве фундаментального настроения своей жизни невероятно сложно. Сложно потому, что в условиях гос­ подства векторного, а не циклического объяснения истории, как и явного доминирования идеи прогресса над идеей традиции, опоздание мыслится препятствием, тем, что должно быть из­ жито и преодолено. Осмысление опоздания в качестве преиму- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz