Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

третьего никогда не сможет исчерпать реальности. Напро­ тив, вещи в себе оказываются, по Канту (и в этом проявляется если и не гениальность мыслителя, то, по меньшей мере, его дальновидность и прозорливость), неотъемлемым моментом реальности, позволяющим нам анализировать действитель­ ность и вообще иметь с ней дело. Вещи в себе дают нам воз­ можность работать с отдельными, т. е. отделенными друг от друга и в этой «отделенное™» связанными с нами, содержани­ ями действительности как с различными вещами. Сами по себе вещи в себе имеют нулевое содержание и потому способны завести нас в тупик, если мы упорствуем в начинании придать им какое-либо содержание. Для того чтобы совершилось пони­ мание, нам придется «попадать» в возможности действительно­ сти, хотя к ней самой это никак и не будет относиться. Скорее, вещи в себе символизируют избыточные точки действительно­ сти, своеобразные топосы ее понимания. Понимание же — непременный атрибут пребывания, посредством понимания действительности мы получаем способность ее развития, изме­ нения и преодоления. Однако, возвращаясь к мысли об опоздании как одном из наиболее сильных настроений, заметим, что опоздание — это другая сторона сосредоточения человека в горизонте рассмот­ рения действительности с позиций возможностей. Иными сло­ вами, опоздание оказывается знаком попадания человека в из­ мерение реальности. И в этом отношении жизнь отдельных людей и история народов, развивающихся под знаком опозда­ ния, компенсируются некоторым избытком видения и понима­ ния. Отсутствие в предприятии действительности оборачива­ ется присутствием в себе, сосредоточенностью в понимании. Причем такая внутренняя сосредоточенность человека в себе с позиций внешнего восприятия может представать как не­ что диаметрально противоположное и потому оцениваться довольно негативно. Люди ждут не внутренней собранности: наоборот, такая крайняя захваченность своим настроением их пугает и злит. Сегодня крайности опасаются и пытаются ее при­ струнить любыми средствами, даже идут на смягчение край­ ности Бога. Теперь требуется сосредоточение на общем, а не присутствие в себе, и потому от человека ждут того, что он покинет свой внутренний мир и вернется к людям. Добавим: 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz