Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
третьего никогда не сможет исчерпать реальности. Напро тив, вещи в себе оказываются, по Канту (и в этом проявляется если и не гениальность мыслителя, то, по меньшей мере, его дальновидность и прозорливость), неотъемлемым моментом реальности, позволяющим нам анализировать действитель ность и вообще иметь с ней дело. Вещи в себе дают нам воз можность работать с отдельными, т. е. отделенными друг от друга и в этой «отделенное™» связанными с нами, содержани ями действительности как с различными вещами. Сами по себе вещи в себе имеют нулевое содержание и потому способны завести нас в тупик, если мы упорствуем в начинании придать им какое-либо содержание. Для того чтобы совершилось пони мание, нам придется «попадать» в возможности действительно сти, хотя к ней самой это никак и не будет относиться. Скорее, вещи в себе символизируют избыточные точки действительно сти, своеобразные топосы ее понимания. Понимание же — непременный атрибут пребывания, посредством понимания действительности мы получаем способность ее развития, изме нения и преодоления. Однако, возвращаясь к мысли об опоздании как одном из наиболее сильных настроений, заметим, что опоздание — это другая сторона сосредоточения человека в горизонте рассмот рения действительности с позиций возможностей. Иными сло вами, опоздание оказывается знаком попадания человека в из мерение реальности. И в этом отношении жизнь отдельных людей и история народов, развивающихся под знаком опозда ния, компенсируются некоторым избытком видения и понима ния. Отсутствие в предприятии действительности оборачива ется присутствием в себе, сосредоточенностью в понимании. Причем такая внутренняя сосредоточенность человека в себе с позиций внешнего восприятия может представать как не что диаметрально противоположное и потому оцениваться довольно негативно. Люди ждут не внутренней собранности: наоборот, такая крайняя захваченность своим настроением их пугает и злит. Сегодня крайности опасаются и пытаются ее при струнить любыми средствами, даже идут на смягчение край ности Бога. Теперь требуется сосредоточение на общем, а не присутствие в себе, и потому от человека ждут того, что он покинет свой внутренний мир и вернется к людям. Добавим: 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz