Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
зином. Я чувствую — это ведь так, но поздно, не с той ноги встал, не с той пошел. А может быть потому, что философ — всегда шпион? Гражданин “неизвестной Родины” и ее свиде тель в этой?..»11. В другом месте он говорит, что «и философы, и поэты — это, конечно, шпионы», так как «они всегда в чужой стране представители чего-то другого»12. Им же замечается, что «необходимым условием успешной шпионской деятельности, а нередко и творчества» тех существ, которые находятся «во внутренней эмиграции», является «схожесть с окружающи ми»13. Поэтому философ не может позволить себе впадать в те атральность или стремиться отстаивать независимость от чего бы то ни было на каждом шагу, ведь тогда у него просто-напро- сто не хватит сил для главного — для мысли. христианство Обратим внимание на то, что появление хри- как сосредоточение стианства также связано с культивированием на внутреннем п 7 г именно внутреннего начала в человеке и дис кредитацией всеми доступными средствами роли внешней сфе ры его жизни, т. е. измерения ее протекания в пределах сущест вования. Тогда черты логики шпиона, о которой только что го ворилось выше, будут характерны и для христианства в целом: христианин руководствуется Божественным провидением, но не земным устроением; общим, но не частным; вселенским, но не территориальным или национальным. Особенно отчетливо это проявлялось в момент зарождения христианства и связано с практикой евангелистов и первых христианских общин. Впоследствии накал восприятия своей жизни и существования сквозь призму Неба оказался ослаблен. Кажется, что именно с этим накалом можно отчасти связывать странное, временами даже дикое и ужасающее, проявление религиозной одержимо сти в практике других религиозных традиций. В другом текс те нами уже подчеркивалось, что привлечение внимания к ра дикализму христиански ориентированного мышления и раз бору онтологических оснований христианства в традиции русской культуры со всем размахом осуществил именно Чаада- 11 Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. С. 8. 12Там же. С. 228. 13 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 352. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz