Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
что в таком случае происходит со способностью рассмотрения действительности, т. е. того, что состоялось и есть, извне, когда одно понимается как другое. Она либо атрофируется, либо объ является чем-то несущественным, своеобразным изыском жиз ни, ведь места, из которого можно было бы обозревать дейст вительность и пронизывать ее пониманием, в самой действи тельности нет, и ему неоткуда появиться. В результате человек теряет способность занимать позицию внешнего, или посто роннего, наблюдателя за своими действиями. И чтобы она ка- ким-то образом воспроизводилась, нужны как раз люди «без свойств», т. е. шпионы, которые бы настолько не были связаны с действительностью, а были так сосредоточены в себе, что мог ли бы от этой действительности освобождаться. Могли бы ста вить ее под вопрос. Феномен внутренней Шпион всегда находится во внутренней эми- эмиграции грации: эмиграции — по отношению к месту, в котором он находится, и ко времени, в котором ему доводит ся проживать. У него всегда есть свое внутреннее место и внут реннее время. Таково место и время мышления. Шпион — он один, в себе и наедине с собой. Феномен внутренней эмигра ции, вероятно, можно считать неотъемлемым моментом лю бой культуры: такие люди «выпрямляют» существо человека, которое норовит пропасть ввиду склонности корректировать поступки человека различными случаями, обстоятельствами и ситуациями их совершения. Явление внутренней эмиграции проявляется по-разному, например, в создании акультурной среды или в выделении процедур, противостоящих хроноло гии. В любом случае такая деятельность связана с практикой поперечных сечений культуры, т. е. такого места и времени, где и когда человек мог бы не считаться с давлением культуры в виде предлагаемых ему извне и без всякого обсуждения тра диционных способов восприятия жизни, закрепленных в куль турных знаках. С позиций «эмигрантской среды» таких знаков можно просто-напросто не замечать. Внутренняя эмиграция — это всегда сечение, а потому отсечение всего лишнего. Под «лишним» здесь понимается область устоявшихся, т. е. мерт вых, смыслов. К тому же такая среда служит действенным сред ством пресечения инертных токов культуры, всецело определя емых пределами существующего. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz