Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
того, что оно не есть реальный предикат; во-вторых, понима лось сущим, выявляющим себя в сущности (essentia) и сущест вовании (existentia); в-третьих, рассматривалось в качестве ос новных модусов бытия, т. е. как бытие духа и бытие природы8) место и время для мира еще как-то находилось, хотя сделать это становилось все труднее и труднее. Теперь же мир сплющива ется и сжимается так, чтобы развоплотиться и вместиться в пределы связки между субъектом и предикатом. О мире — самом по себе — говорить в таком случае бессмысленно. Интересно, что история воцарения субъ- Субъект и жертвование ектно-объектной формы отношения к ми- миром ру неизбежно связана с лишением присущих ему характерис тик, т. е. с избавлением от «мирности». Сталкивается с миром каждый, но не каждый в этом столкновении способен впустить в себя мир. Добавим, что, видимо, далеко не каждой эпохе при суща эта способность. Осуществляемая в горизонте новоевро пейской стратегии замена мира безмирностью связана с обра щением к действительности. «Действительность» есть удобная форма лишения мира его внутреннего измерения, когда чело век не встречает ничего исходящего от самого мира и потому способен быть субъектом. И можно согласиться с мыслью Хай деггера, когда он, осмысливая философскую деятельность Де карта, говорит о присущем ему «перескоке через мир»9. Дума ется, что в этих словах емко выражен весь смысл онтологичес кого переворота, затрагивающего весь спектр отношений чело века и мира, что в первую очередь связано с подменой мира «действительностью», обязательно удостоверяемой субъектом. Жертвуя средой, окружающими и ситуациями, от них про исходящими, и даже не замечая своего тела, человек разом оставляет в стороне все то, что не связано с его присутствием. Желание обрести свое присутствие «со стороны» оценивается принципиально по-другому: с точки зрения окружающих, присутствие любого, кто подразумевается включенным в сре ду, осуществимо только на путях коммуникации, через «встра- 8См.: Херрманн Фр.-В. фон. «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современ ность. М., 1991. С. 70—80. 9См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 95, 100. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz