Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

того, что оно не есть реальный предикат; во-вторых, понима­ лось сущим, выявляющим себя в сущности (essentia) и сущест­ вовании (existentia); в-третьих, рассматривалось в качестве ос­ новных модусов бытия, т. е. как бытие духа и бытие природы8) место и время для мира еще как-то находилось, хотя сделать это становилось все труднее и труднее. Теперь же мир сплющива­ ется и сжимается так, чтобы развоплотиться и вместиться в пределы связки между субъектом и предикатом. О мире — самом по себе — говорить в таком случае бессмысленно. Интересно, что история воцарения субъ- Субъект и жертвование ектно-объектной формы отношения к ми- миром ру неизбежно связана с лишением присущих ему характерис­ тик, т. е. с избавлением от «мирности». Сталкивается с миром каждый, но не каждый в этом столкновении способен впустить в себя мир. Добавим, что, видимо, далеко не каждой эпохе при­ суща эта способность. Осуществляемая в горизонте новоевро­ пейской стратегии замена мира безмирностью связана с обра­ щением к действительности. «Действительность» есть удобная форма лишения мира его внутреннего измерения, когда чело­ век не встречает ничего исходящего от самого мира и потому способен быть субъектом. И можно согласиться с мыслью Хай­ деггера, когда он, осмысливая философскую деятельность Де­ карта, говорит о присущем ему «перескоке через мир»9. Дума­ ется, что в этих словах емко выражен весь смысл онтологичес­ кого переворота, затрагивающего весь спектр отношений чело­ века и мира, что в первую очередь связано с подменой мира «действительностью», обязательно удостоверяемой субъектом. Жертвуя средой, окружающими и ситуациями, от них про­ исходящими, и даже не замечая своего тела, человек разом оставляет в стороне все то, что не связано с его присутствием. Желание обрести свое присутствие «со стороны» оценивается принципиально по-другому: с точки зрения окружающих, присутствие любого, кто подразумевается включенным в сре­ ду, осуществимо только на путях коммуникации, через «встра- 8См.: Херрманн Фр.-В. фон. «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современ­ ность. М., 1991. С. 70—80. 9См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 95, 100. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz