Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
де его оценки или меры, настолько ему и отказывается в су ществовании. Мы и мир: Дух человека теряет характер открытос- проблематичность ти: ввиду того, что новое и неожиданное нашей открытости миру склонно пугать и устрашать, человек от казывается от всей сферы неподрасчетного и ориентируется только на то измерение бытия, которое определяется на основе аксиоматической понятности, т. е. на существующее. То, что определяется границами понятливости, то и выступает в каче стве мира. На бытие и мир опускается плотная завеса; завеса мировоззрения. Если человек и отваживается на снятие ми ровоззренческого покрывала, которое, скрывая, выравнивает и приравнивает все глубины мира действием сведения их к еди ному основанию — существующему, то происходит это край не редко. Основным последствием наступления эпохи миро воззрения становится атрофия способности человека быть открытым миру. Теперь человек всегда готов предпринять ка кие-то меры по отношению к миру, и онтологическая задан- ность любого такого «отношения» предварительной мерой, накладывающей свое ограничение на любую его встречу с бы тием, в результате чего эта «встреча» расценивается не как собы тие, а как предприятие, способна сказать нам о многом. Еще не начавшись, любое отношение человека к бытию расценивается сквозь форму предприятия, а любые действия человека носят характер предпринимательской деятельности, повсеместно пронизываемой расчетом: не будет расчета, не будет и предпри ятия. В фундаментальном смысле жизнь современного сущест ва, ранее бывшего человеком, уподобляется существованию в построенных им для себя декорациях. Интеллектуальная спо собность такого существа проявляется, помимо прочего, в бло кировании самой возможности какой-либо встречи с неожи данным, а также в отказе от метафизики. Можно сказать, что бытие понимается здесь как момент, или элемент, связки субъекта и предиката. В результате понятие мира в параметрах такого понимания, предстающего в качест ве четвертой стратегии отношения к бытию, зафиксированной в истории философии, оказывается излишне. Думается, что в трех других методологических позициях, закрепляемых в фи лософии (когда бытие, во-первых, осмысливалось исходя из 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz