Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

т. е. в процессе осознания, образ Я, являющийся вторичным по своему генезису и производным по своему характеру образова­ ния, плодит иллюзию его контролируемости бытия. Иллюзию анализа и расчета его во всех случаях и при каких угодно обсто­ ятельствах. В мире, организованном ПОтакому принци- Феномен надеж ды как пу, трансцендентальная способность чело- способприструнения века либо атрофируется вовсе, либо преоб- бытия со стороны г т г ' - существующего разуется в умение аналитически преобразо­ вывать сущее. Планирование и прогнозирование способствуют формированию горизонта надежды, когда человек может, на­ пример, не связываясь с собой, надеяться на чужое время и чу­ жое место. Такая гарантированность человеческого существо­ вания оборачивается отсутствием его в себе. Значит, надежда оказывается способом рационализации, которым мы стремим­ ся приручить бытие, придав ему размерность существующего. Будучи существом риска, проблематизациями которого суще­ ствующее может всегда и везде быть брошено на произвол сущего, человек изменяет своей онтологии. Формой такой «измены» и становится надежда, упрочивающаяся мировоззре­ нием. И без отказа от нее выйти к себе и своему присутствию мы не сможем7. Рассуждения о мировоззрении оказываются, таким образом, способом приручения мысли, которая, по сути, есть всегда рискованное предприятие, ибо мировоззрение — это ориен­ тация в том, что есть с позиций того, что уже есть, когда само бытие остается «за кадром». За «кадром» человеческого (а те­ перь: субъективного) восприятия. И в этом смысле любой раз­ говор о мировоззрении оказывается методом вбрасывания че­ ловека в круг забот о явленных самим же человеком сторонах его собственной жизни: насколько человек демонстрирует свою способность обозревать мир, помещая его в параметры анали­ тической картины мира и превращая его в совокупность при­ данных субъекту объектов, настолько миру и допускается быть. Напротив, насколько сущее не связано с субъектом в ви- 7Это было понято в отечественной философской традиции Чаада­ евым. См.: Сергеев А. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). С. 10. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz