Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
сведенным на «нет» и от него будут стремиться избавляться любым способом. Дело мышления в этом случае значимо не са мо по себе, а только в качестве установления определенной за висимости мира от человека. Это оборачивается извращением самой сути человеческой жизни, ибо человек понимает себя не горизонтом несения риска, что связано с раздвижением изме рения существующего, а, напротив, привыкает осознавать себя средством стабилизации этого «существующего». Более того, стремясь занять привилегированное положение по отношению ко всему тому, что есть, т. е. ко всему сущему за исключением себя, человек мыслит себя основанием сущего. Это-то и отражается в неуклонно повышающейся значимости понятия «субъект» и понятия «мировоззрение», ведь появле ние самого термина «мировоззрение» оказывается возможным в ситуации формирования аналитической картины мира, когда ее (картины) существо и существо охваченного ею (картиной) мира всецело определяется субъектом. Втягиваясь в дело исчис ления и оценки мира, человек отказывается от восприятия сво ей мысли как средства в деле хранения целостности мира: акт мысли теперь не относит то, что промысливается, т. е. содержа ние мысли, к тому, что есть, т. е. к миру. Соответственно чело век теперь относит не себя к миру, а мир — воспринимаемый в качестве совокупности различных содержаний — к себе. Возможность «иметь» мировоззрение связана с онтологичес ким допущением способности человека обозревать мир и зада вать ему меру. Задумаемся, о какой мере идет речь — о мере присутствия человека в мире? Конечно, нет! — О мере допуще ния мира нами, т. е. об обнаружении у человека способности допускать мир к бытию или нет. Мировоззрение обрекает нас исключительно на содержа тельную свободу в проеме того исторического горизонта, кото рый определяется не нами, т. е. не нашим местом и не нашим временем. Притупляя пики напряжения между мной и миром, топос которого и задает место моего присутствия, мировоззре ние не может не апеллировать к образу Я как носителю вполне определенных этим мировоззрением идейных конструкций, как инстанции, характеризующейся свойствами прозрачности и возможности пропускания через себя любой ментальной конструкции. Так, полученный в результате рационализации, 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz