Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ная и единая деятельность Хайдеггера, с одной стороны, и Сар тра — с другой. Аналогично положение с недавним прошлым и у нас, в России. На наш взгляд, все это чрезвычайно показа тельно. Показательно в первую очередь тем, что к XX веку по литическая деятельность в полной мере выявляет свою новоев ропейскую сущность. Жертва настроением оборачивается не толь- от к а з от настроения КО невосприятием истории глубины в отли- и молчание о бытии чие от истории поверхности (точнее, множе- (сущем) ства историй поверхности), но и дискриминацией ее в принци пе. Знаки бытия в границах существующего всегда излишни, если понимание совершается с позиций этого существующего. И так как на поверхности знаки сущего непременно обречены на мистификацию и спекуляцию, мыслящему остается лишь хранить молчание о сущем. Молчание, оказываясь фундамен тальным настроением, по крайней мере, напоминает о глубине, намекает на ее незримое и неслышимое присутствие. Оно есть указание на грядущую возможность прикосновения к глубине, что возможно только в том случае, когда мы найдем в себе си лы открыто соприкоснуться со своим одиночеством и, войдя в него, отнести себя именно к своему настроению. В глубине — себя ли, кого-либо или чего-либо другого — мы предельно оди ноки. Глубина заставляет человека входить в себя, требуя пол ноты его присутствия. Таким образом, провал в нашем сущест вовании способен обернуться обретением нами себя. Способ ность человека взаимодействовать со своим настроением мож но рассматривать в качестве источника интенсификации его жизни. В таком случае характер укрупнения наших внутренних сил связывается с обнаружением сгустков трансцендентности не за пределами себя, а с началом, присущим самому человеку. Оправдавшим себя средством избавления от наст- Мировоззрение роений можно, вероятно, считать тему мировоз- и инстанция я зрения. Разговор о мировоззрении уводит человека от натиска мысли уже тем, что мысль вынуждается и принуждается к то му, чтобы быть прописанной в существующих до ее возникно вения идейных контекстах. Усилие мышления неизбежно ин сталлируется в концептуальную среду, освобождаясь ог всего неожиданного и приобретая характер гарантии. Понятно, что в таких условиях риск, привносимый мышлением, обязан быть 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz