Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ние его на своих плечах и в параметрах именно своей жизни, когда запрещаешь себе объяснять присутствие одиночества ка- кими-либо причинами и обстоятельствами извне, неизбежно связано с трудом и риском. Риском встречи с собой таким, как ты есть, что, разумеется, может и не быть приятно. Одиночест­ во обнажает трудность опыта «несения» и «терпения» челове­ ком себя, ведь единственным законом человеческого стояния перед собой является совесть. Совесть показывает мне меня то­ го, который есть целиком в настоящем, но с которым я в пара­ метрах своего существования, возможно, не встретился; кого не увидел и на кого не обратил внимания. Соблазнов сбежать от себя и отказаться от самостояния всегда предостаточно. Как раз тогда, когда человек не может себя и свою мысль вынести, он и стремится отнести себя к чему-то или кому-то другому, отождествляя с ним, этим «чем-то» или «кем-то», себя. Но без одиночества в себя не попадешь, без встречи с ним человеком не станешь. Может, мы потому и звереем, что все чаще и все легче жертвуем своим одиночеством, демонстрируя неумение и нежелание вживаться в свое настроение, стремясь любой ценой избавиться от его прикосновения?! Стоит осознать, что даже форма, которую принима- Деформация ет глубинный исторический слом в настроениях лю- настроения дей, мало что говорит о самом настроении. Так, в частности, отождествление глубинных напряжений духа с поверхностью конкретных политических решений всегда связано с избавле­ нием от натиска, захлеста и мощи побуждений, когда со своим потрясенным существом человек стремится совладать посред­ ством намерения везде и всегда быть субъектом. Наряду с ос­ лаблением силы настроения важно и другое, а именно то, что человек и этнос пропускают представившуюся им возмож­ ность прикосновения к присутствию себя. Такое присутствие, собственно, и воспринимается как понимание законов своей истории или как осмысление своей исторической судьбы. Не использовав возможности встречи со своим настроением и от­ крытием себя, мы рискуем еще больше впасть в извращение своего видения и дело оболгания самого настроения, что совер­ шается, например, переведением настроения в психологичес­ кие переживания или состояния. В результате сущее предстает расклассифицированным в порядок существующего, кото- 3Э614 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz