Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Одиночество: Таким образом, одиночество — это неотъемле- попадание в себя мый Признак нашего попадания в себя: не встре­ тившись со своим или чужим одиночеством, рискуешь не понять ни себя, ни другого. Пока мы не одиноки, мы себя не знаем, ибо мы не в себе, не в своей сути. Дело в том, что мы на­ ходимся в отстранении от себя и не отрешились от всего друго­ го: того, что приросло к нам и стало нашей «второй» кожей, что может превратиться в шелуху и быть нами снятым только в одиночестве. Избавление от себя: Обратим внимание, что сегодня человек ча- состояниеравнодушия сто стремится «сбагрить» свое одиночество кому угодно. То, что мы достаем себя (наша «достача» себя), нас не радует, а огорчает. Наиближайшее страшит, и избавление от этого страха человек пытается скрыть за маской равнодушия. Современное существо, которое выдает себя за человека, часто, может быть, даже слишком часто, боится, но редко, крайне ред­ ко, испытывает страх. Вероятно, со страхом сталкиваешься только тогда, когда с тебя спадает все наносное, и ты вдруг (да-да, это всегда вдруг!) сталкиваешься с собой. А пока на тебе и в тебе еще есть фрагменты прошлого, т. е. того, что было, но ушло, оно, это «прошлое», всегда способно быть экраном, ко­ торым ты закрываешься от себя и купируешь страх, заменяя его боязнью и скрываясь от себя. И вот уже равнодушие, эта ра­ ковая опухоль современности, теснит жизнь повсеместно и ежечасно. Душа человека — в тисках общего, да так, что про­ явления души становятся недопустимы. Душа, живущая подъ­ емами человека над собой, в которых он преодолевает себя, в ситуации тождества себе самой деревенеет и мертвеет. И надо понять, что в превышении себя нуждается только тот, кто, па­ дая, способен подниматься. «Паденье — неизменный спутник страха, и самый страх есть чувство пустоты», — отмечает О. Мандельштам6. Успокоение, находимое в падении, а уж тем более ориентация на падение страшат человека, пожалуй, имен­ но тем, что обрекают его на пустоту, делая его существование бесплотным и бесстержневым. Феномен совести Понятно, что вынести свое одиночество трудно в любые времена и в любом месте, ибо перенесе- 6 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. С. 80. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz