Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ствует, во всех его телесных проявлениях. Особенно показа тельно и значимо в этом отношении лицо. На нем можно уви деть оплотнение всех колебаний настроений, под влиянием ко торых пребывает человек. Лицо хранит глубину такого влияния в складках, морщинах, может быть, и шрамах, а также в изме нении цвета кожи: время не может найти себе место на гладкой поверхности и в буквальном смысле слова раздвигает, углубля ет ее. Лицо человека способно многое сказать нам о его жизнен ном времени. Важной способностью лица, или, как говорили раньше, чела, является удержание и несение на себе знаков все го, что случается с человеком: его забот и дум, действий и по ступков, а возможно, и их отсутствия. Такая связь нашей жиз ни со временем проявляется даже в слове «человек»: человек есть чело «века»5. Лицо, таким образом, оказывается способно схватить настроение человека и удержать на себе время. Оно — ловушка настроения и времени. Мы можем войти В свое лицо, НО можем И Лицо как арена борьбы сбежать от него. Можем иметь лицо, мо- внутреннего и внешнего жем — маску: все связано с нашим выбором. В архаических обществах культивировалось бережное отношение к следам времени на теле и лице человека. Еще бы, ведь они говорили каждому о времени, не давая ему заснуть, показывая власть и силу времени, способного объять все и вся. В современности, наоборот, господствует, как видно, иная традиция, связанная с уничтожением таких следов и приданием кожи повышенной сопротивляемости любым углублениям. Это достигается как развитостью косметической индустрии, заставляющей об ращать наше внимание на себя на каждом шагу, так и коррек цией лицевой поверхности средствами пластической хирургии. Внутреннему измерению жизни теперь не остается места на по верхности тела человека, а особенно на его лице. Если какие- либо знаки на телесной и лицевой поверхности допускаются, так только те, что идут «от человека» и связаны с его собствен ным выбором. Все это демонстрирует замыкание человека в се бя и нежелание его быть открытым миру, а также сопротивле- 5На это обращал внимание А. Белый. См.: Белый А. Философия куль туры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1986— 1987. М., 1987. С. 242. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz