Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Настроение и проблема В-четвертых, то, что мы исходим или не нашего ориентирования ИСХодим ИЗ СВОИХ настроений способно в бытии и существовании v 7 сказать нам о многом. Хочешь соприкос­ нуться с собой, будь добр, понять свое, а не чужое настроение. Избавляясь от своих настроений, мы теряем свою ориентиро­ ванность в бытии, правда, приобретая за счет такого отстра­ нения ориентировку в существовании. В отказе от своего настро­ ения люди и народы неизбежно склоняются к отождествлению своей сущности с природным, т. е. растительным и животным, началом. В результате того, что ставится крест на самой воз­ можности совершения трансцендентальных бросков и порывов в бытие, настроение истолковывается трансцендентно. В част­ ности, обожествляются отдельные стороны природы и некото­ рые природные способности, которые понимаются теперь в ка­ честве структур событийности и историчности. На деле речь идет, конечно, о квазиструктурах и псевдофеноменах. Однако на этой основе пышным цветом расцветают всевозможные пе­ ресуды и толки как о классовом, национальном или еще каком угодно «чутье», так и о «чуткости» отдельного человека или этноса к «ближнему» или «дальнему». Историчность В-пятых, можно говорить об историчности любо- настроения го настроения. Настроение преходяще: когда-то на­ чавшись, оно не может длиться вечно и реализуется всегда во времени. И так как настроению присуща такая черта, как вре­ менность, то обращение к разным настроениям и смена на­ строений в нашей жизни способны приобщить нас к истории своего «Я». Наше впадение в определенное настроение, являю­ щееся ответом на захват нас им, и выпадение из настроения, связанное с его прекращением, так же как и наше умение длить настроение — все это способно пониматься в качестве истори­ ческих фаз нашей истории. Человек может приобщиться к сво­ ей истории, т. е. к своему месту и своему времени, если обра­ щает внимание на свое настроение и вырабатывает навыки соотношения с ним, однако эта возможность — только потен­ циальное условие, которое может и не быть реализовано в слу­ чае отказа от онтологической сущности настроения. Лицо как топос Интересно, что настроение обладает такой удержания следов силой захвата, что отражается, если только настроения и времени „ г человек не сознательно этому противодеи- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz