Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

не значит, что данная личность проникает в настроение народа сознательно. Этого-то как раз и не происходит, и произойти принципиально не может. Напротив, историческая личность улавливает в своем настроении настроение общества. Во-вторых, настроение непременно связано с мыс - Настроение лью , оно — начало мышления. Если настроение обо- и мышление рачивается экзальтацией и аффектацией, так сказать, мысли­ тельным «пшиком», то о настроении говорить не приходится. Его или уже нет, или еще нет. Разные моменты нашей жизни, будучи охвачены настроением, именно потому и могут пред­ ставать связанными между собой содержаниями, образующи­ ми ее понимательное и разумное, т. е. интеллектуальное, из­ мерение, что они онтологически эквивалентны. Мысль делает настроение прозрачным настолько, насколько способна отстра­ ниться от рассудочных форм, всегда тяготеющих к привязке случившегося настроения к существованию и помещению пер­ вого во второе. Посредством мышления человек артикулирует свои эмоциональные и психофизические состояния, выводя свое существо из тени и выставляя его на свет. На свет мысли, что может в зависимости от культурно-мировоззренческого поля восприниматься и как «свет Божий». В каком-то смысле поиск своего действительного настроения можно уподобить археологии своей души, когда шаг за шагом с нее снимаются на­ пластования чужого времени, осуществляется поиск мест свое­ го присутствия и выявляется та причинность, которая связана именно с тобой, а не проистекает от другого. В-третьих, о настроении можно размышлять как о том, что присуще кому-либо: несмотря на то, что владеть настроением, как и иметь настроение, невозможно, о нем не приходится го­ ворить без конкретного носителя. Любые разговоры о схожес­ ти и подобности настроений различных людей и этносов неиз­ бежно будут вести к уходу от сути захватившего их настроения, а этим, сбиваясь на разговор о состояниях, вести к его извраще­ нию. По отношению к настроениям плодотворным будет, ве­ роятнее всего, именно феноменологический метод. И, как было сказано ранее, в первую очередь речь должна идти об опреде­ ленных интенциональных объектах, присущих миру человека или этноса. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz