Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Говоря о признаках действительного настроения и подводя некоторые итоги, можно, по-видимому, выделить следующее. Онтология Во-первых, подчеркнем еще раз и со всей настойчи- настроения ВОстью, что из настроения можно только исходить. Попытка определить настроение извне связана с непонимани ем его онтологической природы: в этом случае сам определяю щий — вне настроения. Мы всегда находимся в определенном настроении, будучи в него поставлены. Поставлены кем или чем? Самим настроением. Таким образом, настроение оказы вается феноменом, предельно сопротивляющимся аналитичес кому действию рассудка. Разнообразные состояния можно считать только экспликациями настроения. Индивид не может вызвать своего настроения: все претензии на «изготовление» настроений тщетны. Однако можно постараться соответство вать своему настроению. Сознание как способ Здесь нужно особо подчеркнуть опасность, овладения своим связанную с намерением человека считать себя настроением или К0Г0_либ0 друГОГО медиумом, способным захватить и сознательно сконцентрировать в себе настроение отдельного этноса или народа. Несмотря на периодическое по явление таких претензий в истории, они несостоятельны, ибо, реализуясь, приводят к извращению мышления. Это, напри мер, в полной мере испытали на себе многие, в частности Чаа даев и Хайдеггер4. Вероятно, такое перерождение и даже извра щение настроения, ведущее к выпадению из него, связано именно с непониманием своего мышления, когда оно заменяет ся всеконтролирующей инстанцией сознания. Все это показы вает именно то, что о настроении, как о настроении отдельного человека, так и о настроении народа, можно судить только апо стериори, т. е. исходя из события настроения. И если в судьбе конкретного человека, т. е. в отдельной судьбе, и осуществляет ся некая синхронизация настроения, проявляющая себя в исто рии в возникновении феномена исторической личности, то это 'СергеевА. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). Петроза водск, 2000. О жизни и философском пути Хайдеггера написано ве ликолепное исследование Р. Сафрански. См.: Сафрански Р. Хайдег гер: германский мастер и его время. М., 2002. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz