Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Говоря о признаках действительного настроения и подводя некоторые итоги, можно, по-видимому, выделить следующее. Онтология Во-первых, подчеркнем еще раз и со всей настойчи- настроения ВОстью, что из настроения можно только исходить. Попытка определить настроение извне связана с непонимани­ ем его онтологической природы: в этом случае сам определяю­ щий — вне настроения. Мы всегда находимся в определенном настроении, будучи в него поставлены. Поставлены кем или чем? Самим настроением. Таким образом, настроение оказы­ вается феноменом, предельно сопротивляющимся аналитичес­ кому действию рассудка. Разнообразные состояния можно считать только экспликациями настроения. Индивид не может вызвать своего настроения: все претензии на «изготовление» настроений тщетны. Однако можно постараться соответство­ вать своему настроению. Сознание как способ Здесь нужно особо подчеркнуть опасность, овладения своим связанную с намерением человека считать себя настроением или К0Г0_либ0 друГОГО медиумом, способным захватить и сознательно сконцентрировать в себе настроение отдельного этноса или народа. Несмотря на периодическое по­ явление таких претензий в истории, они несостоятельны, ибо, реализуясь, приводят к извращению мышления. Это, напри­ мер, в полной мере испытали на себе многие, в частности Чаа­ даев и Хайдеггер4. Вероятно, такое перерождение и даже извра­ щение настроения, ведущее к выпадению из него, связано именно с непониманием своего мышления, когда оно заменяет­ ся всеконтролирующей инстанцией сознания. Все это показы­ вает именно то, что о настроении, как о настроении отдельного человека, так и о настроении народа, можно судить только апо­ стериори, т. е. исходя из события настроения. И если в судьбе конкретного человека, т. е. в отдельной судьбе, и осуществляет­ ся некая синхронизация настроения, проявляющая себя в исто­ рии в возникновении феномена исторической личности, то это 'СергеевА. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). Петроза­ водск, 2000. О жизни и философском пути Хайдеггера написано ве­ ликолепное исследование Р. Сафрански. См.: Сафрански Р. Хайдег­ гер: германский мастер и его время. М., 2002. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz