Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

зонтали физической реальности, связанной с нашим сущест­ вованием и фиксируемой в процессах физического времени и пространства, благодаря интенциональным объектам выяв­ ляется перпендикулярное измерение значений и смыслов, кото­ рые могут сопротивляться натиску природы и выявлять при этом присущие им вневременные и внепространственные характеристики. Интенционалъные Если процедура познания осуществляется объекты и процедура в параметрах непременной соотнесенности понимания с физическ0й реальностью в каких бы то ни было формах, то процедура понимания всегда нацелена именно на поиск интенциональных объектов. Оторванные от субъекта и его переживаний объекты пониманию никак не способству­ ют, ибо понимающего интересуют как раз связь и соединение субъекта с объектом, а не их разделение, из чего исходит позна­ ющий, справедливо полагая, что именно объект, независимый от любого отношения к нему субъекта, кроме самого познава­ тельного отношения, характеризует действительность как та­ ковую. Вот почему познанию и познающему в принципе пони­ мания не нужно: оно ему мешает, мешает познавать, и потому, по крайней мере на время познания им всячески блокируется. В этом отношении понимание — помеха на пути познающего. Ученый, который наряду с познанием стремится понимать, не­ редко воспринимается как анахронизм. Такие фигуры часто приносятся в жертву «ради науки», «чистой науки». Если же та­ кие ученые находят в себе силы выстаивать, то «пониматель- ная» ориентация в их «познавательных» исследованиях перено­ сит их в разряд «мыслителей» или «философов». Отвлекаясь в сторону от канвы рассуждений, отметим, что сближение на­ уки с производством оборачивается ее неумением понимать себя, тогда как сближение науки с творчеством оказывается ша­ гом именно на пути ее понимания, но отвлечением от произ­ водственных задач и тормозом по отношению к ним. Итак, либо мы можем понять мир как мир человека или мир народа, рассматривая присущие им способы наделения мира значениями, и этим характеризуем случившееся настроение, ли­ бо мы изучаем механизмы и регулятивность появления психи­ ческих значений, выводя их в конечном счете из физических 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz