Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ет тотальность и гигантомания нашей деятельности по захвату сущего, связанная с ростом новых технических приемов, спо собствующих этому. Поражает наше собственное умение бло кировать как настроение, так и удивление, за счет чего мы при обретаем собственность себя, приносящую нам прибыль. Нас поражает отказ от нас самих, какие мы есть, и от мира, как он есть. И поражены мы своим, непонятным себе и ушедшим в глубину себя существом и непонятым нами миром. Ориентация на поверхность Ранее уровень техники не позво- м поверхностность: наше падение лял беспрестанно смещаться с по верхности земли: предполагались остановки, да и возможность земли иметь свой край. Теперь же приметой формирования но вого режима отношения человека к миру становится бескрай- ность поверхности. Высшим пилотажем его существования яв ляется скольжение по поверхности. И так как у нее нет ни нача ла, ни конца, то ничто не мешает человеку ни начинать с чего угодно, ни заканчивать чем угодно. Обратим внимание, что человек целиком совмещается с по верхностью именно в падении. Падая, он теряет «перпендику лярное» отношение к физической действительности, связанное с прямохождением. Давно замечено, что за такой «вызов» сво ей природе человеку приходится расплачиваться «физически ми» недоразумениями: многие болезни — следствие поднятия нашего тела с колен и нарушения правила его опоры на четыре конечности. Более того, адекватным совмещением тела челове ка с поверхностью, вероятно, стоит считать положение трупа, отличающегося практически идеальной «пригнанностью» че ловека к поверхности и «вписанностью» в нее, ведь труп не подвержен никаким колебаниям, тогда как даже у спящего человека полного взаимодействия с поверхностью не происхо дит. Человек платит поверхности дань, внимая ее простиранию и связывая себя с территориальным движением по ней. В по глощении шири и дали он обрекает себя на то, что не живет своим временем, вынуждаясь обращать внимание на время ка- кой-нибудь территории, сосредоточенное на ее поверхности. Опять же, втягиваясь в разнообразные территориальные пере мещения, человек отвлекается этим от своего собственного ме ста, ибо связан с поглощением не своих, а других мест. И здесь не должны смущать перемещения по «вертикальным образова- 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz