Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
адресуемый к себе вопрос, но не запрос, позволяет человеку пробить брешь в поверхности сущего, устремляя его к своей глубине. Это подобно деревьям и цветам, взламывающим ас фальт и растущим в его трещинах. Заметим, что такой рост — обратная сторона прорастания растения внутрь, в корневую си стему. Думается, что только так можно снять фиксацию глуби ны мира в его поверхности, выключая себя из связей и отноше ний, порождаемых деятельностью скоростного перемещения по поверхности. Спонтанность входит в мир вместе с вопросом человека и вкореняет его в себя. Готовность к вопросу и умение его задать, а не снять, — это одна сторона живого. Другая сторона — в том, что человек не утрачивает способности удивляться. Посредством удивления в нашу жизнь допускается все то, чему нет ни места, ни време ни в параметрах аналитически продумываемого и потому за данного существования. Нетрудно заметить, что наш современ ник удивляется с большим трудом. Захват настроением удивле ния допускается человеком исключительно тогда, когда это не служит источником слома и деформации сложившегося отно шения к миру и его восприятия. Иначе говоря, удивление до пустимо, если оно не способно уничтожить сложившееся мировоззрение человека, взорвав сеть концепций и перспек тив, с помощью которых он удерживает себя в знакомом мире и привычен для себя самого, сеть, благодаря которой человек «имеет» мир без каких-либо «выкаблучиваний». Атрофия способности удивляться СПО- Поражение нашего существа собствует расцвету механики и техники, с помощью которых человек как раз и может иметь ожидаемое сущее. Многогран ность технического инструментария поражает. В частности, феномен современных ток-шоу, заполнивших практически все каналы телевидения и теперь уже определяющих их лицо, ста новится указующим знаком на то, что мы присутствуем при формовке нового существа, которое, отказываясь от своего на строения, подменяет тайное — явным, интимное — публич ным, свое — чужим. Удивляться отсутствию удивления в таком случае не приходится: мы не удивляемся, а поражаемся, ибо на ше существо оказывается пораженным в самое сосредоточение. Мы жертвуем своим существом в угоду своему существованию и в ответ на его запросы. Поэтому нас все и поражает. Поража- 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz