Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ка и испытать встречу с глубиной мира, но есть и другая воз­ можность, проявляющая себя в демонтаже этого простора и пе­ реведению себя в разряд существ, чурающихся глубины мира и потому выбирающих перемещение по его поверхности. И та, и другая активность находят в языке поддержку, когда он пред­ стает либо фактором резонирования усилий человека в его поисках мира, либо средством отгораживания от него. Наш я зы к как событие мира В перспективе сказанного наш язык — всегда некоторое событие мирового языка, свидетельствующее как о нашем его приятии, так и о неприятии. Наше понимание Логоса в то же самое время есть определенное непонимание, наше знание его оборачивается также и незнанием, наши язы­ ковая определенность и состоятельность всегда оказываются только вариантами фиксации безмерного и становящегося. Констатируем, что языковая (словесная, речевая, письменная, текстовая и прочая) идентичность не удовлетворяет человека в момент своего совершения: сложившийся образ идентифика­ ции человека, им осуществляемый и выстраиваемый, нуждает­ ся в изменении, ибо целиком вместиться в этот образ человеку не удается. Есть «избыток видения», связанный с тем, посредст­ вом чего осуществляется рассмотрение. Налицо «дополнитель­ ное измерение», позволяющее человеку не только смотреть на свой образ, но и анализировать его. Этот «избыток» и есть мир. Им мы на себя смотрим, благодаря миру можем иметь свой язык, собственность которого всегда остается под вопросом. Вновь привлекая внимание к специфике философского язы­ ка, заметим, что работа философа с языком в основе своей свя­ зана с принципиальной возможностью допущения мира и спо­ собностью его приятия, что, конечно, непросто. Как было заме­ чено Витгенштейном, философия есть «в значительной мере работа над самим собой»: работа человека «над своей собствен­ ной точкой зрения» и «способом видения предметов»11. Все это накладывает мощнейший отпечаток как на язык философии, так, думается, и на язык поэзии. Внутренний я зы к в контексте обсуждаемой проблемы интересно обратить внимание на феномен оставления нами, по крайней мере, одного языка сугубо для себя и как бы про запас, в отличие 11 Витгенштейн JI. Философские работы. С. 427. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz