Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
у греков состояло в том, что здесь выставлялись разные вещи и услуги, которые находили или не находили спрос в качестве товаров. И когда на агоре звучали философские речи и возни кали споры, связанные с отстаиванием разных «частных» суж дений, то это служило демонстрацией не только погружения греческой жизни в разумность, но и являлось свидетельством понимания греками самой необходимости разума для жизни. Нуждаясь в разуме и желая выявить повсеместность разумного плана своего бытия, жители древнегреческого полиса допуска ли философию к публичному существованию, позволяя ей пребывать в качестве товара. К тому же на агоре могли отстаи ваться и сходиться в борьбе между собой совершенно разные способы понимания жизни. Разумеется, нужда в разумном из мерении жизни имеется в любом обществе, везде и всегда, од нако приходится констатировать, что встречи с разумом часто не происходит. В наши дни она, как правило, откладывается на неопределенное время: предполагается, что в параметрах каж додневного существования ее произойти не может. В результа те язык человека становится чуть ли не единственным феноме ном, посредством которого человек может столкнуться с реаль ной конкуренцией разного. Вдобавок язык выступает подиумом для скрещения и сопоставления друг с другом «товаров разума» с «товарами естества». В языке спорят, полемизируют и конку рируют различные начинания, а язык в целом предстает в каче стве топологического места, сопрягающего и противополагаю щего разное в едином. Вероятно, именно ЭТИМ обусловлено Проблема наделения языка периодическое обращение современ- онтологическими полномо- НЫХ философов К онтологизации язы- чиями: столкновение с целост н а В целом И наделении его рядом "ост ью нашего присутствия полномочий, ранее относящихся к мышлению, механизмом и средством реализации которого понимался ранее язык. Теперь язык уже претендует на роль мышления. Вероятно, благодаря таким претензиям он заставляет нас сегодня обра тить на себя внимание, заставляет считаться с собой. Однако са мое важное, конечно, состоит не в этом, а в том, что в языке че ловек обретает простор, устраиваясь в котором, учится брать на себя ответственность за свои в нем присутствие и размеще ние. У человека есть возможность связать себя с глубиной язы- 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz