Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Наша нужда в полноте мира, которую и предоставляет нам язык, оборачивается по мере своего раскрытия другой гранью. Избыточность и полнота нашего языка, которая нас явно пре восходит, иногда может если и не раздражать и вызывать гнев, то, по крайней мере, сильно тревожить. Особенно это касается современного — все и вся рассчиты вающего, калькулирующего, планирующего, прогнозирующе го, проектирующего — мышления. Столкновения с феномена ми полноты такое мышление, практически полностью помес тившееся в сознание, выдержать не может. Не может ввиду угрозы своему настоящему, так же как и прошлому, помещен ному в концептуальный каркас ментальной истории, и буду щему, которое в своем расчете просто не может содержать в се бе никакой неожиданности. С точки зрения такого сознания подвергнуть рефлексии можно абсолютно все. И когда этого не происходит, под угрозой оказывается само существование та кого сознания. Отсюда и исходит желание приструнить язык, поместив его в клеточки классификационных схем, намерение обуздать его лингвистическими концепциями, пунктуационны ми и лексическими нормами. Сталкиваясь с языком и определя ясь в нем, человек хочет иметь норму языка, однако проблемой является уже само существование «нормы» языка. Придание языку грамматической, лексической и какой-либо другой «нор мативности», исходящее от человека, является одним из воз можных способов реализации его намерения встретиться с язы ковой нормой. Но во взаимодействии с языком нас поджидают сплошные противоречия. Наша активность по приструнению языка сталкивается с безмерностью языка, проистекающей из его же открытости любому определению. Выйти за границы языка, будучи существами языковыми, нам не удастся, как бы этого не хотелось. В этом корень двойственности языка, не уст раняемой и постоянно возобновляемой его противоречивости. Агора греков и противоре- Здесь непременно надо добавить, что се- чивость полноты я зы к а годня язык берет на себя те же самые функции, что и агора (ауора) у древних греков, связанные со способностью размещения в измерении человеческого взора концентрированной явленности мира, в способности человека схватить его противоречивую суть. Заметим, что основное пред назначение этой «рыночной площади» и «места собрания» 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz