Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Завершенность Продолжая говорить о языке, подчеркнем, что и полнота языка е г о д в 0 й с х в е н н 0 с х ь связана с тем, что человек оп ределяет себя внутри языка и потому сталкивается с полнотой и целостью любого, даже самого бедного и неразвитого языка. С принципиальной, так сказать, полнотой. По мнению Биби- хина, сравнить эту полноту можно только с полнотой челове ческого тела. «При всех своих недостатках человеческий язык уже сейчас завершен и не дожидается небывалых открытий, — замечает Бибихин. — Только еще одна культурная форма обла дает сходной полнотой: человеческое тело»9. Далее, развивая эту мысль, он продолжает: «Подобно телу, язык менее цивили зованных народов по степени устроенности едва ли уступает языкам изощренных цивилизаций. Как и тело, язык открыт по своим возможностям. Как движения тела, так и жесты языка бессознательны. Первые навыки и умения приобретает тело, потом вступает язык»10. Тело и я зы к как феномены Таким образом, и тело, и язык являются целостности нашего феноменами, демонстрирующими нам, присутствия людям, всю полноту присутствия, в ка ком бы состоянии развитости или неразвитости они не находи лись. И в этом, вероятно, глубинный смысл нашего с ними столкновения. Думается, само выделение языка и сопоставле ние его с телом в качестве уникальных и завершенных «культур ных форм» чрезвычайно значимы. В ситуациях распада своих способностей иметь тело, а также подразумеваемой возможно сти управлять им и справляться с ним, и деформации спектра языковых способностей, связанных с артикуляцией значений и смыслов, — с тем и другим мы сталкиваемся при болезнях, поражении алкогольным опьянением, наркологической зави симости и т. п. — суть человека оказывается замкнута внутри себя и не может проявить себя в публичном измерении мира. Человек в таком случае изымается из мира, попадая в ситуацию выжженной земли, в безмирье. Он, конечно, собирается не в се бе, а на границе себя: речь в этом случае должна идти не о кон центрации внутреннего мира, а о его крайности, что и позволя ет человеку довольно легко выходить из себя и покидать себя 9Бибихин В. В. Слово и событие. С. 62. 10 Там же. 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz