Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
таций и репрезентаций. Как раз в таком жизненном континуу ме роль инсценировки резко возрастает. Теперь пространство и время жизни человека занимают игры: игры его с самим собой. Но со временем наскучивают и они, становясь неинтересными. Существу поверхности неинтересно НИЧТО. Умение помещаться Неинтересно в принципе. Неинтересно пото- и вмещаться в мир му, что такое существо не способно помещаться в мир и не уме ет пребывать внутри мира, в результате чего положение «inter- esse», или «inter-sum», т. е. «быть посреди» и «находиться меж ду», не выполняется. На наш взгляд, чрезвычайно значимо, что, помимо выделенных значений, латинское «interes» удерживает в себе смыслы присутствия, с одной стороны, и различения — с другой7. Значит, о бытийной характеристике чего-либо допу стимо говорить только тогда, когда это «что-либо» одномо ментно является также и различением, когда оно, иначе говоря, начиная присутствовать, обязательно привносит собой нова цию. Справедливости ради стоит заметить, что при удержании в топосе тождества и различия вопрос о бытии напрямую в кон цептуальной форме может и не продумываться, но, тем не ме нее, подразумевается. В частности, методологический дуализм серий (сериальностей) Делёза с совмещением внимания на тождестве и различии8, в определенном смысле ставший твор ческим развитием дуализма, к которому тяготела французская философия со времен Декарта, необходимо, по-видимому, рас ценивать и в этом ключе. Невозможность человека найти какой-либо интерес в пере мещениях по поверхности, в которых он себя никак реализо вать не в состоянии ввиду их нескончаемости и незавершенно сти, заставляет его обращаться к событию забвения подлинного. И феномены слова и мысли, т. е. феномены присутствия в жиз ни человека глубины, всегда избыточной в сравнении с поверх ностью и поэтому в границах последней никак не обнаружива емой, постоянно напоминают человеку об этом. Мир заставля ет человека считаться с собой, даже если тот не желает этого, — заставляет самим намерением не мириться с миром. 7 Слово inter-esse значит «быть посреди», «находиться между», «при сутствовать» и «различаться, разниться, отличаться». 8 См.: ДелёзЖ. Различие и повторение. СПб., 1998. 243
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz