Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
человека соотносить себя с «видом» или «образом», выражае мым греками словом eiSog. Таким образом, эйдетическое вос приятие связывается со способностью человека относить себя к тому, что есть ; причем есть без его на то позволения. В пер вую очередь речь идет о мире и о нашей способности или не способности отношения с ним. Напротив, рассмотрение не нуждается в эйдетике. Без чего оно не может обходиться, так это без инстанции субъекта. Активность того, что можешь ви деть и видишь, гасится переведением рассматриваемого в пас сивное состояние, т. е. приданием ему формы объекта. Образ мира скрывается от человека, унося с собой образы чего-либо вообще: будучи субъектом, человек конструирует образы в за висимости от своих нужд. Театральность современной В системе формирующегося HOBOeB- жизни: феномены презента- ропейского антропоцентризма театр ции и репрезентации шаг за шагом все больше воспринима ется умением человека взаимодействовать не с миром, а с собой. «Театра у нас нет, как нет у нас Бога; тут нужна общность, — проникновенно отмечает Рильке и поясняет: — У каждого свои мысли и страхи, и приоткрывает он их другим лишь по мере своей же потребности»6. Определяющим в этом контексте ста новится именно человеческое представление. В виде т еатраль ности театр покидает сцену и выходит «на улицу». Теперь жизнь человека может восприниматься в качестве среды, где человек изживает одни и приобретает другие представления: «быть» отождествляется с «представлять», «представляться» и «быть представленным». В различных «демонстрациях» чело век раскрывает умение работать со своим существом, связан ное с его «приручением» и помещением в клетку привычного. В презентациях и репрезентациях мы демонстрируем то, что наше всегда изменяющееся и потому непостоянное существо (а живое только потому и живо, что способно быть не таким, как прежде; потому что способно изменяться) — этот наш «монстр» — усмирен и посажен на цепь. По сути дела, на цепь посажен каждый из нас как человек. И саму жизнь сегодня мы склонны рассматривать как ряд длящихся во времени презен- 6 Рильке Р. М. Записки Мальте Лауриса Бригге //Наоборот: Три сим волистских романа. М., 1995. С. 241. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz