Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ем наделения чего-либо статусом реальности. То, что не ин сценируется и чему нельзя придать игровое начало, не воспри нимается всерьез. Посредством этого в поле представлений воз никают определенные вибрации, способные теперь восприни маться в качестве эффектов порождения смысла, т. е. как дейст венные машины смыслопорождения. Смысл, таким образом, все теснее и теснее связывается с игрой и умением инсцениров ки, в отсвете которых теперь воспринимается абсолютно все. Инсценировка связана С расширением Феномен театра: греки и мы сферы театрального и с формированием такого феномена со временной жизни, как театральность. Интересно, что, возник нув у греков, театр являлся инструментальной процедурой навыков столкновения человека с целым, связанной с форми рованием способностей включения и интегрирования его в еди ное — в «фюзис» и «космос». Древнегреческое слово «театр» (ftecrtpov) имеет тот же корень, что и слова «бог» (fteog) или «теория» (ftewpia). Театральное искусство, таким образом, свя зывалось греками с умением видеть за одним другое: за игрой актеров — жизнь в ее сгущении и пределе, за декорациями — природу, за словами и жестами — настроение. Обращение гре ков к театру, видимо, было обусловлено их намерением взаи модействовать с ритмикой раскрытия и закрытия мира, как и отнесением себя к бытию, когда оно вдруг оказывалось спо собно мерцать в проеме существующего. Стоит особо обратить внимание, что freaTpov древних греков был изобретением, сов мещающим возможность «быть увиденным» и «быть сказан ным» и сопрягающим «видимое» и «сказанное» воедино, разви вая у человека и те, и другие способности. Заметим и то, что ftewpta наряду с реализацией своей теоретической силы, свя занной со способностью доказательства чего-либо, удерживает и несет внутри себя смысл «показа» и высказывания самой воз можности того, что доказывается. Театр греков аккумулировал присущую вттроу видения греков человеку способность видеть мир. Заме- как устройство видения тим, что «видеть» отлично от «рассматри- и понимания мира вать». Если рассмотрение обязательно предполагает необходи мость задания меры рассматриваемому, без которой нет ника кой возможности «сборки» и «компоновки» материала инстан цией рассмотрения, то видение основывается на способности 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz