Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ясно, что любые наши апелляции от имени подлинного в ка­ ком-то смысле уже заранее дискредитированы, ибо подлинное всегда не совпадает с настоящим и потому отсрочено во време­ ни. С молчанием и раскрытием себя миру связаны реальность нашего в себе дискомфорта и испытание ощущения неуют­ ности. Они — от нашего «попадания» в себя: не было бы нас, т. е. появления нашего, всегда антиномичного Я, ни возник бы и дискомфорт, пристекающий из неуютности нас по отноше­ нию к нам же. В конце концов, то, как мы живем, определяется тем, как мы взаимодействуем с миром, т. е. какие вопросы мы можем или не можем, способны или не способны ему задать. Такими во­ просами или молчанием о них мы, собственно, и устраиваемся в себе и мире. Не обязательно любой вопрос будет иметь раз­ мах проблематичности, подпадая под который наше существо способно исчерпать себя и, отвоевывая у мира место и время для своего присутствия, определить присущую ему глубину. Наоборот, сегодня, как видно, мы часто лишь касаемся, а в луч­ шем случае «дергаем» мир. На такие «издерганности» он отве­ чает рывками и порывами. Молчание о мире также может быть разным. Однако в любом случае молчание о мире, развертывающее­ ся на фоне поверхностного трепа и болтовни, когда нечего ска­ зать, отличается от красноречивого молчания, пытающегося соответствовать тиши мира. Молчание о подлинном способно придать человеку силы в его разговоре о конкретных жизнен­ ных ситуациях: в таком отсвете отдельное и частное может по­ ниматься целостным и единым. Культивирование подобного молчания нередко становится неотъемлемым свойством жизни общества, достаточно вспомнить практику священнобезмолст- вования исихастов или обет молчания у подвижников веры. Изощренность современной цивилиза- Тотальность звукового нии проявляется в производстве все но- фона в современной жизни вых средств, благодаря которым человек может не возвращать­ ся к себе. Одним из них является наличие постоянного звуково­ го фона, по отношению к которому слово «музыкальный» уже, видимо, не подходит. Не подходит потому, что в повсеместно­ сти звучащего по радио мы, в сущности, сталкиваемся не с му­ зыкой. Возможно, главная цель такого сочетания трепа и бол- 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz