Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Феномены молчания в разных культурах режим такого действия и умалчивания: ори- слова который можно условно назвать «него- ент ациянамир г ' ворением» или «умолчанием» о главном, про являл и проявляет себя по-разному. Так, например, слово Нового времени, по Бахтину, как это показывает Бибихин, свя зано с определенным молчанием о мире. Знаком такого молча ния становится ирония. Да и появление самой фигуры писате л я — еще один симптом укорененности новоевропейского сло ва в беззвучие о событии мира5. Добавим, что событие смерти автора , приковывающее к себе внимание современных фило софов, помимо прочего способно быть рассматриваемо в пер спективе поворота слова (Логоса) к миру, благодаря чему, воз можно, нам удается обратить внимание на мир. Во всяком слу чае, надлежит обстоятельно продумать существо феномена смерти автора и раскрывающуюся этим возможность для лю бо го слова обретать свое место в мире, ведь теперь любой читатель способен восприниматься в собственных глазах таким же сози дателем смыслов, как и автор. Теперь читатель может быть со автором произведения, т. е. причастным к событию изведения мира из молчания и забвения. Событие смерти автора, понима емое в онтологическом отношении, обнажающее собой откры тость новому слову и миру, является знаком совершающегося перелома новоевропейского сознания, культивировавшего об легченное отношение к миру. Молчание о мире: отсрочка К сегодняшнему дню сказано столько, нашей встречи с подлинным ч т о ч у т ь ЛИ не любому СЛОВу грозит утонуть в океане сказанного, а потому все больший вес приоб ретает молчание. Говоря же о присущем языку молчании, заду маемся о том, о чем мы сегодня умалчиваем? О мире! Или мы собираем себя в поверхностном слове мира и тогда молчим по тому, что нам нечего сказать, ибо мы понимаем, что связь с ми ром если и не оборвалась совсем, то вот-вот оборвется. И со вершится это именно благодаря нашему говорению, благодаря нашей опоре на поверхностное слово и поверхность мира. Или мы раскрываем избыточность мира в глубинном слове, но сами претензии вещать от имени мира оказываются тщетны и в ка кой-то мере изначально скомпрометированы. Нам интуитивно 3 Бибихин В. В. Слово и событие. С. 105—107 и далее. 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz