Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ходу, знак есть соприсутствие «означаемого» и «означающего», удерживающее внутри себя связь «неизменности» и «изменчи вости», «значимости» и «значения». Антиномичен, по Соссюру, и язык в целом3. Однако, если не вдаваться в суть разнообразных по своему генезису лингвистических и литературоведческих концепций, в каком-то смысле затрагивающих вопрос об антиномичности языка, следует выделить следующее. Само существование практически в любом естественном языке понятий нормы и ис ключения, на наш взгляд, говорит уже о многом. Более того, ме таязыки, стремящиеся к «выправлению» естественных языков и устранению, упразднению или ограничению ненормируемых случаев употребления языковых структур, а потому тяготею щие к избавлению от антиномий, этим же демонстрируют свою нежизненность. Мир и наш расчет Сталкиваясь с нормированием языка, мы не в отношении к миру можем не ощущать определенной «нехватки». Но, собственно, чего нам не хватает? Сама возможность «лише ния» языка измерения его собственного развития, которое осу ществляется не по нашим правилам, и исходящие из этого на ша способность приручения языка и возможность «положить его в карман» перестают нас устраивать, ибо этим мы лишаем ся возможности быть свободными и изменяться, ведь наш мир теперь — через предельное нормирование языка — зажат в ти ски стандартов сущего. Мир еще не случился и не состоялся, но мы заранее знаем, в какие границы он, случившись, вместится и поместится. Этим мы обрекаем себя на многократное повто рение, из которого нам не выйти, т. е. на симуляцию дейст вительности. И тогда, с позиций размышления о себе как о су ществе языковом, человеку не остается другого пути, нежели интерпретация. Но интерпретировать можно только то, что уже состоялось, — прошлое, тогда как возникновению нового, т. е. настоящему, в параметрах исключительно интерпретаци онного действия места не находится. И тогда мы вынуждены, говоря и втягиваясь в непрестанный поток языковой деятель ности, все больше и больше о чем-то умалчивать. Так, нас за ставляет считаться с собой прошлое; то, что случилось и ушло. 3 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. С. 68 , 74—75, 117—118, 129. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz