Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ния тела, а во-вторых, в ментальные построения, уводящие че ловека от себя. Обратим внимание, что каждый из отдельных актов иденти фикации по существу дела оказывается неудачей и свидетель ствует о провале наших попыток выразить свою или чужую целостность в отдельном и частном. Также заметим, что со вершение идентификационных действий, пронизывая всю на шу жизнь, не может быть завершено и после нашей смерти, ибо наш облик или образ идентифицируется другими снова и снова. Все это наводит на мысль о том, что в основе любой идентификации лежит намерение столкнуться с целостностью своего мира, а посредством этого и с миром как таковым. Острую нужду в столкновении с целостностью мира и сопря жению с ней себя человек, видимо, испытывает всегда, выража ет ли он это в виде образа Творца мира или образа интерсубъ ективности, в образе души или величины характера. Конечность и горизонты Все мы совершаем действия отождеств- ее формирования ления себя с кем-либо или чем-либо, вы являя разные горизонты или измерения, внутри которых пуль сирует и развивается наша конечность. Хотя возможно выде ление различных измерений, в частности, возможно обраще ние к горизонту социума (в виде группы, семьи, народа) или, например, к горизонту памяти, горизонту чувства или гори зонту страсти. В первую очередь такими измерениями иден тификации, т. е. измерениями пребывания нашей конечности и определенности в бесконечном и беспредельном мире, явля ются телесность, мышление, язык. Стоит особо выделить то, что закономерности развития нашей конечности не могут не сопровождаться просчетами, проистекающими из фундамен тальной необеспеченности этой «конечности», в результате че го одни горизонты восприятия и понимания сменяются други ми, а при переходе от одного феномена к другому человек стал кивается с разрывами и пустотами. К тому же охват измерения, в параметрах которого определяется конечность человека, име ет тенденцию к сужению. Дело в том, что, взрослея, человек все больше склонен опираться на то, что меньше связано с ним са мим, а больше — с другими, когда определяющим фактором выявления содержательной стороны жизни становятся условия, 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz