Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ния тела, а во-вторых, в ментальные построения, уводящие че­ ловека от себя. Обратим внимание, что каждый из отдельных актов иденти­ фикации по существу дела оказывается неудачей и свидетель­ ствует о провале наших попыток выразить свою или чужую целостность в отдельном и частном. Также заметим, что со­ вершение идентификационных действий, пронизывая всю на­ шу жизнь, не может быть завершено и после нашей смерти, ибо наш облик или образ идентифицируется другими снова и снова. Все это наводит на мысль о том, что в основе любой идентификации лежит намерение столкнуться с целостностью своего мира, а посредством этого и с миром как таковым. Острую нужду в столкновении с целостностью мира и сопря­ жению с ней себя человек, видимо, испытывает всегда, выража­ ет ли он это в виде образа Творца мира или образа интерсубъ­ ективности, в образе души или величины характера. Конечность и горизонты Все мы совершаем действия отождеств- ее формирования ления себя с кем-либо или чем-либо, вы­ являя разные горизонты или измерения, внутри которых пуль­ сирует и развивается наша конечность. Хотя возможно выде­ ление различных измерений, в частности, возможно обраще­ ние к горизонту социума (в виде группы, семьи, народа) или, например, к горизонту памяти, горизонту чувства или гори­ зонту страсти. В первую очередь такими измерениями иден­ тификации, т. е. измерениями пребывания нашей конечности и определенности в бесконечном и беспредельном мире, явля­ ются телесность, мышление, язык. Стоит особо выделить то, что закономерности развития нашей конечности не могут не сопровождаться просчетами, проистекающими из фундамен­ тальной необеспеченности этой «конечности», в результате че­ го одни горизонты восприятия и понимания сменяются други­ ми, а при переходе от одного феномена к другому человек стал­ кивается с разрывами и пустотами. К тому же охват измерения, в параметрах которого определяется конечность человека, име­ ет тенденцию к сужению. Дело в том, что, взрослея, человек все больше склонен опираться на то, что меньше связано с ним са­ мим, а больше — с другими, когда определяющим фактором выявления содержательной стороны жизни становятся условия, 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz